Урал в ближайшее время рискует превратиться в зону тотальной безработицы. Уровень безработицы в Курганской области в феврале-апреле нынешнего года составил 7,9%. Данный показатель — самый высокий на Урале, сообщила Федеральная служба государственной статистики в своем докладе. Согласно данным выборочных исследований, в среднем, в феврале-апреле из 375,5 тысячи человек рабочей силы в области 29,6 тысячи было безработных. По регионам УрФО средний уровень безработицы составил 4,8%. Эксперты утверждают: перенасыщенный нищими моногородами Урал рискует стать едва ли не главной жертвой текущего экономического кризиса.
ВКурганской области в феврале-апреле был отмечен самый низкий уровень занятости на Урале — 50,8% и самый низкий уровень участия в рабочей силе в УрФО — 55,1%.
По итогам ноября 2019 года-января 2020 года уровень безработицы в Курганской области составил 8,7%. Тогда это был самый высокий уровень безработицы по сравнению с другими регионами Урала. Курганская область была на 75-м месте общероссийского рейтинга, на нижних строчках которого расположились регионы с самой высокой безработицей.
По мнению экспертов, ситуация с безработицей в уральском регионе рискует оказаться наиболее критической по сравнению с другими российскими регионами.
«Взрывоопасный» Урал
Согласно данным исследовательского центра SuperJob, безработных в России почти в три раза больше, чем сообщают данные официальной статистики.
Среди россиян, не имеющих работы, состоят на учете в центре занятости как безработные 35%, не состоят 65%. Причем подобное распределение характерно и для двух столиц, и для регионов в целом. Женщины чаще мужчин становятся на учет в Центры занятости населения: 38 и 33% соответственно. Россияне с высшим образованием — чаще граждан со средним специальным: 45 и 39%. Больше всего безработных, оформивших официальный статус, — среди россиян 35—44 лет (46%), меньше всего — среди молодежи до 24 лет (17%).
По заявлению президента SuperJob Алексея Захарова, правительство сообщает, что на середину июня официально зарегистрировано где-то 2,5 млн безработных.
«Свежий опрос SuperJob говорит о том, что 2/3 людей, потерявших работу, не зарегистрированы как безработные: то есть, к 2,5 млн мы смело можем прибавлять пять, которые находятся в активном поиске. Безработица, к сожалению, будет продолжать расти, потому что не все бизнесы встают на ноги. И еще какое-то время ситуация будет нарастать. Я думаю, ситуация начнет меняться с сентября. Быстрого восстановления мы не ожидаем, его и правительство не ожидает - восстановление до уровня 2019 года займет около пяти лет», — заявил Захаров.
Экономический аналитик Ольга Игнатова соглашается: «скрытая» безработица на сегодняшний день попросту зашкаливает. «По этой причине в числе первых может «рвануть» именно Урал. Это традиционно промышленный регион, где сконцентрировано большое число моногородов. И до нынешнего кризиса с работой там было более чем тяжко. Сейчас же ситуация имеет шансы стать поистине катастрофической», — пояснила собеседница Zamesа.
При этом, по ее словам, в последние два-три месяца резко увеличился спрос даже на низкооплачиваемую работу: «Достоверно знаю, что конкурс при трудоустройстве курьерами в службы доставки, а также сотрудниками колл-центров вырос в несколько раз. Причем внушительная доля кандидатов – люди с высшим образованием, которые имеют за плечами опыт работы. Просто реальность очень резко поменялась – ценность стала представлять любая работа, за которую платят деньги».
Хуже всех
По данным инсайдеров Zamesа, федеральный центр намерен оказать дополнительную финансовую помощь регионам, которые больше всего пострадали в результате нынешнего экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции.
В частности, на стремительное ухудшение ситуации на рынке труда Свердловской области уже обратили внимание федеральные чиновники. Ранее глава Минтруда России Антон Котяков доложил президенту страны Владимиру Путину о том, что Средний Урал вошел в тройку регионов России, жителям которых сложнее всего найти работу.
«В абсолютных цифрах самая значительная разница между уволенными и принятыми наблюдается в Москве, в Свердловской области и Санкт-Петербурге», — приводит слова Котякова официальный сайт Кремля.
Такая плачевная ситуация, по оценкам специалистов, во многом связано с высокой бизнес-активностью в регионе, а также с большим числом занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Не секрет, что в условиях жесточайших ограничений уральские бизнесмены ожидали, что государство окажет им масштабную финансовую поддержку. Между тем, их надежды не оправдались.
«Я состою в рабочей группе по мониторингу экономической ситуации в регионе. Конечно, мы не удовлетворены объемом и иногда адресностью мер поддержки», – заявил президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.
По его словам, сейчас бизнесу на Урале необходима «не моральная, а финансовая поддержка». «Для того чтобы добиться серьезных результатов, нужно вкладывать деньги. А откуда их взять? У региона, в отличие от нашего государства, нет ни Фонда национального благосостояния, ни резервных фондов», - посетовал Беседин. Он подчеркнул, что объема выделенных федеральных средств недостаточно для решения серьезных задач.