Найти тему
Мир металлоискателей

Бляха протравника с перевязи лядунки

История эта началась достаточно давно, лет пятнадцать, если не больше, тому назад, на одном небитом постоялом дворе в Тверской области (да, были времена, когда небитые постоялые дворы и кабаки встречались прямо у дороги), попался занятный серебристый предмет (с клеймом, на котором надпись «НАКЛ СЕРЕБ» (накладное серебро или серебрение), овальной формы, на обороте следы отпаявшегося крепления (4 точки), с припаянными на лицевой стороне трубочками (фото 1 а, б, в), принятый мной за какое-то украшение непонятного назначения и надолго отправленный в коробку с неопределенными разностями…

Фото 1 а
Фото 1 а
Фото 1 б
Фото 1 б

Прошло время, занимался я как-то поиском информации по лядункам и предметам/знакам/бляхам с ее перевязи на 1812 год и увидел на портрете одного из Героев войны 1812 года, на перевязи лядунки, предмет, очень похожий на мою неопределенную находку.

-4

Стало интересно, поискал информацию (отдельное спасибо необходимо сказать экспертам с профильных форумов SmolBattle и Sammler, за интересные материалы по теме) и выяснил, что найденный мной предмет, ни что иное как бляха протравника с перевязи лядунки, только не на 1812 г. , а более поздний, середина – вторая половина XIX века.

Несколько слов о том, что такое лядунка и протравники, в принципе.

Лядунка это специальная коробка с крышкой (металлическая и герметичная) для хранения пороховых зарядов
Лядунка это специальная коробка с крышкой (металлическая и герметичная) для хранения пороховых зарядов

Лядунка это специальная коробка с крышкой (металлическая и герметичная) для хранения пороховых зарядов, носилась на перевязи, являлась элементом снаряжения кавалериста или артиллериста. Во время движения кавалериста лядунка на перевязи располагалась сзади на спине. На перевязи лядунки спереди были предусмотрены крепления для двух протравников (та самая бляха с двумя втулками). Протравники были медный и стальной, на тонких цепочках, цепочки же крепились к специальному элементу на перевязи (бляха в форме узорного диска с петлей для крепления цепочек протравников). Сами протравники представляли собой иглы для прочистки затравочного отверстия оружия. Встречаются разные версии зачем было два протравника, причем изготовленных в разных металлах, на мой взгляд правильная из них «противовоспламенительная» - медный протравник не дает искры (исключена возможность случайного воспламенения заряда) и использовался для оружия в снаряженном состоянии, стальной же протравник использовался после выстрела для технического обслуживания оружия, когда воспламенятся нечему. По мере технологического развития вооружения в XIX веке, практическое значение протравников утрачивалось и данный элемент офицерской формы становился декоративным.

Мне пока не удалось найти документа, которым вводились в оборот бляхи протравников именно такого типа (овальные с двумя трубками), все что можно с уверенностью сказать , появился этот тип на перевязи в самом начале XIX века, в период правления Александра I, но за то известна точная дата, когда они были выведены из обращения, процитирую Высочайшее повеление.

«Государь Император, 10 и 17 января 1889 года, Высочайше повелеть соизволил:

1. Офицерскую лядунку, кому таковая полагается, а равно перевязь к лядунке, ныне существующих образцов, иметь с следующими изменениями: а) лядунку, для пристегивания к перевязи, делать с металлическими ушками на боковых сторонах коробки, а для пристегивания ея к шарфу и поясному ремню -пришивать к задней стенке коробки, кожаный ремешок; вышивки же на коробке и на крышке лядунки - отменить, и б) перевязь на лядунке делать из галуна существующих образцов, но с гладким металлическим прибором, единого общего образца для всех частей, и с металлическими крючками на концах перевязи для пристегивания ея к лядунке; вензельное изображение Имени Его Величества на перевязи, кому таковое присвоено, иметь по существующему положению, а БЛЯХИ ИЛИ АРМАТУРЫ С ЦЕПОЧКАМИ – отменить….».

Интересно также было найти информацию по клейму «НАКЛ СЕРЕБ» на моей бляхе протравника, кстати это не так часто встречается на них, в сети попалась только еще одна бляха протравника с подобным клеймом «НАКЛАД СЕРЕБР». Помогли же с информацией найденные на просторах интернета статьи Кузнецовой Л. А., Д. Никогосяна и И. Папроцка-Гаек, согласно которым, на этих клеймах отсутствуют какие-либо обозначения для количества израсходованного серебра, зато четко указывается применяемая технология серебрения: метод накладного серебрения.

Александр I, стремясь к экономии в расходах, через полтора года своего правления озаботился, чтобы жители столицы Российской империи могли покупать хотя и не очень долговечные, но красивые и достаточно недорогие вещи, выглядевшие исполненными из массивного серебра. На самом деле эти изделия делались из соединенных воедино вальцовкой в один тонкий лист двух пластов из меди и благородного металла, что требовало особого оборудования и высочайшей квалификации рабочих (так называемый метод накладного серебрения). Изделия, изготовленные по этому методу и получили название «накладное серебро». Император 13 августа 1802 года подписал указ Кабинету: «Прибывшему сюда из Копенгагена Иностранному купцу Иоганну Банестеру на заведение здесь фабрики для делания накладного серебра, повелеваем выдать заимообразно из Кабинета десять тысяч рублей на таком основании, чтобы в первые пять лет от уплаты капитала он оставался свободным, взнося токмо с оного узаконенные проценты, в прочие за тем десять лет сверх процентов уплачивал ежегодно и капитала по тысяче рублей».

Таким образом в России до начала 1850 годов существовал только один этот метод посеребрения (накладное серебрение), но в начале 1850 годов появляется революционный метод гальванического нанесения серебра на металлическую подложку (включающий процесс электролиза под высоким напряжением). Большое преимущество гальванического подхода заключается в возможности нанесения очень тонких микронных слоев серебра (или золота) на металлическую подложку, что ведет к экономному расходованию благородного металла и к значительному уменьшению цены конечного продукта. Кроме того, в отличие от метода накладного серебра, подложкой может служить не только медь, но и сплавы, например, латунь или мельхиор. К концу XIX столетия гальваническое серебрение почти полностью вытесняет метод накладного серебра.

Еще несколько слов о разновидностях этого типа блях протравников (овал с двумя втулками протравников) – по металлу изготовления бывают они как медные/латунные (нижние чины), так и в белом металле (офицерские). В белом металле, в свою очередь, встречаются как в чистом серебре, так и посеребренные (с клеймами и без). Что же касается разновидностей применительно к периоду их бытования (фото 2), то какого-то единого мнения на этот счет мне встретить пока не удалось, поделюсь просто своими наблюдениями, бляхи на 1812 как правило более вытянутые по форме и с удлиненными втулками для протравников, также встречаются бляхи овальной формы усеченные сверху и с низу, с одинаковой длиной трубок, затем встречаются бляхи с трубками протравников разной длины и к середине XIX века на Крымскую войну и позже бляхи становятся более овальными, размер трубок протравников уменьшается и становится одинаковым и, как говорилось выше, бляхи становятся в большей степени декоративным элементом офицерского обмундирования.

В завершении статьи хочется показать примеры различных вариантов блях для протравников, на примерах из портретной галереи Героев войны 1812 года и Героев более поздних военных компаний (времен покорения Кавказа, Крымской войны и т.д.), а завершить показ фото Нижегородского драгуна (44 Нижегородский драгунский полк), сделанное в Санкт-Петербурге между 1884 и 1889 годами.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

Вот такая вот история одной находки…

Источники:

1. Л. К. Кузнецова «Петербургские ювелиры XIX – начала XX веков»

2. Д. Никогосян и И. Папроцка-Гаек «Клеймовник посеребренных изделий варшавских фирм»

3. В. А. Потто «История 44 Драгунского Нижегородского полка»

4. Интернет форумы SmolBattle.ru, Sammler.ru, ReviewDetector.ru.

5. Интернет сайты Wikipedia.org, Эрмитажа, Третьяковской галереи и т.д.

Роман Новиков

Альманах ДЕНЬГА №28 / 2019