Найти в Дзене
Автолюбитель со стажем

Что такое лямбда-зонд, зачем он нужен, как работает и где находится – просто о сложном

Оглавление

Сегодня поговорим, что такое лямбда-зонд и зачем он нужен в автомобили. Разберем принцип его работы, где его устанавливает. Постараюсь все рассказать простым языком.

Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен в автомобиле
Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен в автомобиле
Рекомендую почитать: Как самостоятельно проверить датчик лямбда-зонда при помощи мультиметра – простой и эффективный метод

Назначение

Он предназначен для измерения количества кислорода в выхлопных газах автомобиля. Происходит его название от греческой буквы «Лямбда» - коэффициент остаточного содержания кислорода.

Простыми словами – лямбда-зонд является датчиком кислорода.

Где находится

Следуя из его назначения можно предположить, где он устанавливается. Так как он призван измерять выхлопные газы, значит, его необходимо ставить в выпускном коллекторе двигателя.

Где находится лямбда-зонд в автомобиле
Где находится лямбда-зонд в автомобиле

Он вкручивается в трубу. Передней частью он находится внутри ее, где протекают отработанные газы. Они его «омывают», нагревают. Именно нагрев – одна из особенностей его работы.

Как он функционирует

Лямбда-зонд работает на основе гальванического элемента, погруженного внутрь выхлопной трубы. На поверхности элемента протекают химические реакции, вырабатывающие внутри его электрический ток. Этот сигнал усиливается самим зондом. Он подается через провод к блоку управления двигателем.

Гальванический элемент на рабочей поверхности лямбда-зонда
Гальванический элемент на рабочей поверхности лямбда-зонда
Интересный факт. Эти реакции начинают происходить, датчик начинает работать при достижении температуры окружающей среды 300 градусов. То есть, пока выхлопные газы не нагрелись, лямбда-зонд не работает.

При холодном запуске двигателя зонд не функционирует. Ему нужно время для его разогрева. Поэтому, на рынке автозапчастей существуют датчики с подогревом и без него. В первом случае к лямбда-зонду подается электрический ток, внутри его находится нагревательный элемент. За счет этого напряжения повышается температура рабочей поверхности датчика.

Лямбда-зонд с обогревом на четыре провода от Тойота
Лямбда-зонд с обогревом на четыре провода от Тойота

Зачем он нужен в автомобиле

Его устанавливают для двух случаев:

  • Правильно организовать приготовление топливовоздушной смеси;
  • Правильная работа катализатора.

Разберем подробно эти случаи.

Если в выхлопных газах содержится кислород, значит, неправильно была приготовлена топливовоздушная смесь. С чем это связано? Для того, чтобы в камерах сгорания произошел взрыв топливной смеси, требуется подать определенное количество кислорода. Когда эти пропорции соблюдены, то происходит правильное сгорания смеси. Она превращается в выхлопные газы.

Поэтому, если в выхлопе присутствует кислород, это говорит о том, что не хватает топлива. Его содержание выше, чем бензина. Этот датчик, измеряя содержание кислорода, подает сигнал в блок управления двигателем, который принимает решение об изменении состава топливовоздушной смеси. Он добавляет больше топлива в камеру сгорания.

Если бензина будет больше, то в выхлопных газах содержание кислорода будет снижаться. Ниже определенного порога, датчик сообщит «мозгам» двигателя, что нужно увеличить его содержание в топливной смеси.

Так регулируется работы мотора автомобиля. Поэтому, если не работает лямбда-зонд, наблюдается эффекты:

  • Повышенного расхода топлива;
  • Снижение мощности;
  • Нестабильная работа силового агрегата.

Второй случай – катализатор. Его устанавливают для приведения химического состава выхлопа к определенным экологическим нормам. Он дожигает выхлопные газы до определенной нормы, позволительные требованиями экологии.

Для контроля качества «догорания» газов устанавливается два лямбда-зонда – один на входе в катализатор, второй на выходе. Таким образом, происходит анализ работы каталитического нейтрализатора. Блок управления двигателем понимает, насколько эффективно он работает, на основании этого изменяет подачу топлива в мотор.

Где находятся датчики кислорода - до и после катализатора
Где находятся датчики кислорода - до и после катализатора

Если он выходит из строя, то наблюдается повышенный расход бензина. При удалении катализатора многие устанавливают «обманки», которые эмитируются работу нейтрализатора.

Вывод

Ресурс лямбда-зонда составляет в среднем 90 тыс. километров. Поэтому, будьте внимательными, следите за мощностью и расходом топлива. Необходимо правильно подбирать необходимую деталь для вашего автомобиля, не стоит скупиться при покупке.

Если было полезно прочитать этот материал, ставьте «Лайк» - эта небольшая благодарность мне за проделанную работу. Всем удачи на дорогах.