Найти в Дзене
Screenlifer Media

«Если не успеваешь дать задание — персонажи разбегаются». Интервью с режиссером спектаклей в игре The Sims

Оглавление
Изображение: Эмилия Кивелевич / Facebook
Изображение: Эмилия Кивелевич / Facebook

В начале июня на YouTube-канале «Мастерской Брусникина» состоялась премьера спектакля «Небо». Сценарий был написан по пьесе драматурга Максима Курочкина, а сам спектакль поставили и сыграли в пространстве игры The Sims 4. Режиссер проекта Эмилия Кивелевич рассказала Screenlifer о специфике создания спектаклей в The Sims, о том, как сами симы могут срывать съемки и как бывает трудно расставаться с любимыми персонажами.

«Небо» — второй ваш спектакль в The Sims, до этого был «Бассейн». Чем они отличаются?

Эти два спектакля похожи только по методу создания, так как оба были сыграны в пространстве The Sims. Но сюжетно они никак не связаны.

«Бассейн» написан по пьесе Николая Островского «Бесприданница», премьера спектакля прошла ровно год назад офлайн — в Театре на Таганке. Над этим проектом мы работали с художницей Линой Хасановой, она помогала создавать локации и сам язык повествования. Во время пандемии «Бассейн» выложили в онлайн, где его сейчас можно бесплатно посмотреть.

Как проходили оффлайн-показы симс-спектакля «Бассейн»?

«Бассейн» был создан в рамках лаборатории «Смещение» Театра на Таганке. Для показа спектакля в малом зале театра повесили два больших экрана, а в качестве третьего использовали белую стену. Зрители сидели в центре и могли видеть все три экрана.

Изображение: https://art.hse.ru/gallery/bassein
Изображение: https://art.hse.ru/gallery/bassein

Дело в том, что действия спектакля «Бассейн» происходят в трех параллельных вселенных. Есть три локации: дом Огудаловой, кафе и отель «За Волгой». Действия развиваются параллельно. То есть если на одном экране персонажи кого-то обсуждают, то на другом экране зрители этого героя могут видеть. Такой получился непрерывный симулятор жизни. Можно было все время видеть, кто чем занят, кто куда пошел и так далее.

Изображение: https://art.hse.ru/gallery/bassein
Изображение: https://art.hse.ru/gallery/bassein

В спектакле «Небо» только один экран, если можно так сказать. Мы играли только диалоги, которые и вошли в итоговый монтаж, никакого слежения за персонажами вне кадра тут нет.

В чем заключается работа актеров в симс-спектакле?

Спектакль «Бассейн» озвучивала я сама, на голос просто были наложены разные электронные эффект.

Проект «Небо» был создан для «Мастерской Брусникина», и там уже играют актеры «брусникинцы». Симы были созданы по их образу и подобию, и ребята озвучивали персонажей своими голосами. То есть «Небо» — это такой аудиоспектакль актеров «Мастерской». Они записывали его в зуме, а потом мы наложили это аудио на видеоряд, записанный в игре The Sims.

Как проходили съемки симс-спектакля?

Чтобы создать симс-спектакль, записывается очень много дублей, а потом долго идет монтаж. Например, «Бассейн» мы монтировали четыре дня, поскольку там были просто терабайты видео. Многие сцены были сыграны несколько раз в разных локациях, сняты с разных сторон, а потом из них мы выбирали лучшую, которая и попала в итоговый монтаж.

С «Небом» было немного по-другому. Мы уже потренировались на «Бассейне» и знали заранее, какие сцены мы где играем. С художницей Леной Микулинской мы сразу обсудили, какие локации нужны, что надо построить. Например, итоговую сцену «Неба» симы разыгрывали на сцене театра «Практика», и Лена создала точную копию здания во вселенной игры.

Скриншот: Мастерская Брусникина / YouTube
Скриншот: Мастерская Брусникина / YouTube

Какие трудности возникали во время съемок?

Дело в том, что в игре The Sims невозможно сыграть только те сцены, которые затем попадут в финальную версию спектакля. Там нужно прожить буквально всю жизнь этих несчастных симов.

Допустим, мы задумали снять какую-то сцену вечером, потому что в это время в игре особенно красивое освещение. И нам нужно с симом прожить целый день его симс-жизни так, чтобы он не устал и не отказывался выполнять задания. Ведь если у персонажа А плохое настроение, а ты говоришь ему взаимодействовать с персонажем Б, он просто не будет этого делать! За всему нужно следить и поддерживать между ними хорошие отношения.

Не всегда с первого раза получается снять какую-то сцену. Во-первых, надо уследить, чтобы все были в хорошем настроении. Во-вторых, привести их в одну локацию, настроить и включить камеру, а потом успевать давать симам задания. Если этого не делать, то они просто начинают разбегаться в разные стороны. Они прямо бегут, и ты не успеваешь мышкой их догнать!

А какие особенно забавные случаи происходили с симами на съемочной площадке?

Во время записи спектакля «Небо» один из персонажей в свободное время начал усиленно заниматься спортом и в какой-то момент заметно поправился! Ближе к финалу съемок мы поняли, что он выглядит не так, как в начале, но уже ничего не могли с этим поделать. Переиграть все сцены заново тогда просто не представлялось возможным. 

Скриншоты: Мастерская Брусникина / YouTube
Скриншоты: Мастерская Брусникина / YouTube

Или вот еще история. В процессе съемок «Неба» мы вдруг поняли, что нам в какой-то сцене очень мешает светильник. Он неудачно попадал в кадр и загораживал обзор. И мы его убрали. Но потом в монтаже эта сцена вошла в середину спектакля, и там заметно, что в какой-то момент светильник просто исчезает из кадра. Таких забавных историй было довольно много.  

У вас были любимые симы?

Многие сцены спектакля «Бассейн» я играла и записывала дома сама, но какие-то важные для сюжета этапы мы проигрывали вместе с художницей Линой Хасановой. Мы встречались в кафе в ее обеденный перерыв и записывали.

Когда пришло время снимать сцену гибели Огудаловой, я позвонила Лине и сказала: «Я не могу ее убить». Я так привязалась к этому персонажу, что было очень жалко ее убивать.

Главная героиня спектакля «Бассейн» Лариса Огудалова. Скриншот: HSE ART AND DESIGN SCHOOL / YouTube
Главная героиня спектакля «Бассейн» Лариса Огудалова. Скриншот: HSE ART AND DESIGN SCHOOL / YouTube

Тогда мы придумали хитрое решение: мы создали ее клона. За ночь перед съемками финальной сцены мне пришлось проиграть всю жизнь этого двойника, чтобы алгоритмы игры позволили ей общаться с персонажами, какие нужны по сюжету. Таким образом, этот сим стал точной копией главной героини. Чтобы их различать, мы просто одной добавили точку в имени, а у другой ее не было. Зрители ничего не заметили, но мы точно знали, что убиваем ненастоящую Огудалову. 

Как зрители отзываются о симс-спектаклях?

Кто-то говорит, что это круто, а кто-то: «Ой, что-то мне это не заходит, я лучше вернусь в классический театр». И те, и другие мнения очень важны. Я читаю комментарии под спектаклями на YouTube, и они вдохновляют меня на усовершенствование своих проектов. Я очень люблю, когда зрители подсказывают, где нужно убрать стены дома симов, а где поставить. Я каждый раз думаю: «Ребята, вы мне очень нужны! Давайте вместе сыграем!»

Очень вдохновляет еще и то, что люди готовы смотреть и воспринимать такой неклассический формат, такой новый взгляд на театр.

Вы получили какой-то гонорар за работу над этими спектаклями?

Нет, все было бесплатно: и «Бассейн», и «Небо». Я считаю, что это была такая проба пера, которая поначалу в принципе не нуждается в финансовой поддержке. Ведь это же мы сами пробуем, нам интересно во всем разбираться и получать обратную связь. Именно отклики зрителей показывают, есть ли будущее у такого формата, какие-то перспективы — или же все это очень мимолетное, краткосрочное. 

Я считаю, что оба спектакля — это такое исследование, которое было интересно провести и мне, и другим участникам.

Художницы и актеры работали бесплатно, музыка досталась нам бесплатно. В «Бассейне» звучат работы группы СБПЧ, а в «Небе» — музыка молодого композитора Нияза Карима. Он даже нам потом бесплатно выровнял звуковую дорожку в итоговом монтаже. Максим Курочкин, легендарный драматург, по пьесе которого было сделано «Небо», тоже дал свое произведение просто так. Получился такой полностью художественный, творческий проект-исследование.