"Учителей нам много не нужно... Задача школы - вырастить грамотного потребителя... Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека - творца... Кроме того, математика убивает креативность ... Я не изучал в школе высшую математику, и при этом не дурее других..."
Андрей Фурсенко, министр образования РФ с 2004 по 2012 гг.
В 1897 году была впервые проведена всеобщая перепись населения Российской империи, инициатором которой стал выдающийся русский учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Среди множества вопросов переписные листы содержали и такие: умеет ли опрашиваемый читать и писать, где обучается, обучался или закончил курс образования. Критерии определения грамотности были весьма либеральными: достаточно было уметь на русском или родном языке написать свою фамилию, да прочитать несколько слов по слогам. Оказалось, что из почти 126 миллионов человек, проживающих на тот момент в стране, лишь 21 процент соответствовал этим нестрогим требованиям. Спустя 20 лет ситуация немного улучшилась, но кардинальных изменений не произошло - к моменту отречения императора Николая II от престола 73 процента жителей страны оставались полностью неграмотными. Известно, что в царской России катастрофически не хватало школ.
26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принял знаменитый декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране. Отныне каждый советский гражданин в возрасте от 8 до 50 лет, не умевший читать и писать, был обязан учиться грамоте. Примечательно, что он имел полное право обучаться как на русском, так и на любом другом языке, который был для него родным. А в июле 1920 года была сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ликбез). Она занималась организацией курсов ликбеза, подготовкой учителей, разработкой и изданием учебной литературы.
При "кровавом диктаторе" Иосифе Сталине вплоть до начала Великой Отечественной войны каждый год строилось и открывалось по 5 тысяч новых школ. Эффективная работа государства по повышению уровня образования своих граждан, не имеющая аналогов в мировой истории, быстро дала свои результаты: согласно Всесоюзной переписи 1939 года грамотность среди населения старше 7 лет составляла уже 90 процентов. Поначалу в Советском Союзе было 4-летнее обязательное бесплатное образование, затем 7-летнее, трансформировавшееся в итоге в 10-летнее обучение. Сегодня в это трудно поверить, но в конце 70-х годов на самом высоком уровне всерьёз обсуждался вопрос о необходимости введения всеобщего высшего образования.
Советский Союз разработал и внедрил на практике уникальную и очень эффективную систему. За относительно короткий период времени в огромной и полуразрушенной гражданской войной стране была практически полностью ликвидирована безграмотность, построены десятки тысяч школ и библиотек, подготовлены новые учебники и квалифицированные преподавательские кадры. СССР неожиданно для многих стал самой образованной и читающей страной в мире. А в 60-е годы прошлого века советское образование, впрочем как и наука, культура и искусство, вышло на пик своего развития и было признано лучшим в мире. Качественное и доступное образование дало мощный толчок развитию других сфер деятельности: ударными темпами строились огромные заводы и фабрики, атомные станции и гидроэлектростанции, ледоколы и подводные лодки, осваивались Сибирь и Дальний Восток, отечественная космонавтика запустила первого человека в космос и надолго закрепила за собой лидирующее место в мире.
Но пришли лихие 90-ые и Советский Союз почил в бозе. И вдруг оказалось, что умные и образованные люди новой капиталистической России не нужны. Хотя не так и просто было избавиться от "проклятого совкового" наследия. Так в 1991 году ЮНЕСКО проводил среди 13-летних школьников по всему миру специальные тесты для определению их уровня знаний. Неожиданно для многих, ученики из разграбленной и полуживой страны, где стремительно терялись нравственные и духовные ориентиры, показали довольно высокие результаты - 4-ое место в мире по математике и 5-ое место по естественным наукам.
Но нуворишей, пытавшихся в одночасье стать новой элитой России, всё ещё достаточно высокий уровень образования населения категорически не устраивал. Нас стали горячо убеждать, что советская система образования исчерпала себя. Мол, она совсем не приспособлена к новым реалиям. По мнению видных российских либералов, сидевших на полном довольствии в фонде Сороса, знания, которые давала советская школа, современным детям просто не нужны.
"Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве… Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно не годную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний... Не нужны нам математические школы. По моему, это пережиток прошлого".
Герман Греф, глава Сбербанка
Самый "любимый" народом экономист, политик и реформатор России Анатолий Чубайс пошёл ещё дальше, заявив, что государство только зря тратит огромные деньги на бесплатное образование. Мол, первые 3 класса школы, так и быть, пусть будут бесплатными, а дальше обязательно нужно платить.
Кстати, одним из наиболее ярких и активных идеологов уничтожения советской системы образования был небезызвестный Ярослав Кузьминов, вечный ректор Высшей школы экономики, основанной в 1992 году на деньги Сороса, и по совместительству муж Эльвиры Набиуллиной, главы ЦБ. Ещё в начале этого века он инициировал создание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), который сам и возглавил.
Министр образования Андрей Фурсенко, грамотный потребитель и сын академика РАН, без малейших сомнений и колебаний направил президенту Путину новую концепцию реформы образования, разработанную Ярославом Ивановичем. Гарант Конституции решительно поддержал новаторское предложение, предполагающее решительный и окончательный отказ от всеобщей доступности, бесплатности и фундаментальности - трёх китов, на которых базировалась советская система образования. А новаторское предложение Кузьминова о подушевном финансировании учебных учреждений, которое привело к закрытию тысяч школ, было единодушно поддержано властями. Сейчас ВШЭ под руководством Ярослава Ивановича продолжает успешно поставлять экономическому блоку нашего правительства молодых либеральных экономистов, которых так ценит нынешняя власть. Например, господин Орешкин пришёл именно оттуда.
Почему же государство с таким удовольствием и без малейшего сожаления уничтожает уникальное наследие, которое создавалось нашими предками с большим трудом на протяжении многих десятилетий?
Во-первых, власть крайне не заинтересована в большом количестве образованных людей. Они задают множество неудобных вопросов и не довольствуются бессмысленными ответами, умеют анализировать и пытаются делать самостоятельные выводы. Они крайне неохотно верят пустым обещаниям, ими очень сложно управлять и трудно манипулировать. Они имеют по каждому вопросу своё личное мнение и не боятся его публично высказывать. Одним словом, причиняют сплошные неудобства и создают проблемы на ровном месте. Недавнее голосование о внесении поправок в Конституцию чётко показало это.
Во-вторых, существует и чисто прагматическая причина. Современная экономика, как это ни прискорбно, рассчитана исключительно на низкий уровень культуры и образования в обществе. Экономика общества потребления, которая за последние десятилетия дошла и до нас, очень чувствительна и страдает от умных и образованных потребителей. Человек, с удовольствием читающий Достоевского и Чехова, Ремарка и Джека Лондона, Пушкина и Мелвилла, не будет считать огромным жизненным успехом покупку очередного гаджета или мечтать о новом модном автомобиле, которым можно похвастаться перед друзьями. Он не пойдёт с семьёй в торговый центр, чтобы бесполезно провести там выходной день, тупо бродя по магазинам, а лучше сходит на хороший концерт, в театр или в музей. Он становится очень плохим, ненадёжным и неправильным покупателем. Его почему-то не прельщают блокбастеры и комиксы, поп-корн в кинотеатрах и ночи безумных распродаж в бесчисленных торговых центрах, а его приоритеты и жизненные ориентиры зачастую смещаются на нематериальные вещи, что является абсолютно недопустимым, так как приводит к существенной потере доходов нынешних хозяев жизни.
"Нельзя передавать власть в руки населения, поскольку как только люди поймут основу своего "я", управлять ими, манипулировать станет чрезвычайно тяжело".
Герман Греф