Однажды, в середине прошлого века, руководители Цирка братьев Ринглинг решили, что пришло время омолодить их действия с животными. Возникла идея, чтобы слоны танцевали польку. Соответственно, братья Ринглинг наняли композитора для написания новой слоновой польки и искали инструктора по танцам для постановки этого нового акта. Композитором был Игорь Стравинский; Хореографом Джордж Баланчин.
Рассказ о том, как один из ведущих композиторов 20-го века и, возможно, ведущий хореограф всех времен, работавших со слонами во Флориде, раскрывает многое об американской культуре, а также о том, что те, кто работает в искусстве - оба иммигранты а родной - надо делать, чтобы зарабатывать на жизнь в США. Что еще более важно, Стравинский, Баланчин и их полька (pachyderm polka) демонстрирует множество и неожиданные способы, которыми русские формировали американское исполнительское искусство.
В течение прошлого года, пытаясь продемонстрировать, что Россия все еще «имеет значение» для Соединенных Штатов спустя более десяти лет после распада Советского Союза, Институт Кеннана организовал «Культуру», серию из четырех частей, посвященную влиянию России на американское исполнительское искусство. Участники этих семинаров рассказали о том, что общеизвестно и общепризнанно — российские фигуристы, артисты балета и музыканты симфонического оркестра вездесущи в современной американской жизни, а также многое из того, что давно забыто или едва ли признано, например, русские эмигранты, обучающие американский цирк слоны.
Русское влияние проникло глубоко в американский культурный ландшафт. Русские исполнители много путешествовали по всей Америке, еще до появления электронных СМИ. Обширный тур Антона Рубенштейна по однодневным киоскам в 1870-х годах впервые принес американским "погремушкам" классическую музыку и определил исполнение пианино для американских ушей. Поколение спустя, балетные труппы Анны Павловой и Михаила Мордкина потрясли многих американских деревушек своими скудными костюмами и драматическими выступлениями на сценах водевиля и в пивных. Американским танцорам, родившимся в то время, в конце концов пришлось начать русифицировать свои имена, чтобы найти заказы на больших полосах американского Среднего Запада и Юга. Петр Чайковский с волнением писал в 1890-х годах, что в Америке, он, наконец, нашел свою аудиторию.
Список американских хулиганов, обученных «методу» Константина Станиславского (или американскому переводу переводов некоторых произведений Станиславского), стал бы причиной появления многих звезд на Голливудском бульваре. Американские иконы Клинт Иствуд, Джек Николсон и Мэрилин Монро назвали действующего тренера «Мигр» Михаила Чехова одним из самых значимых влияний. Чехов, племянник драматурга Антона Чехова, бежал из Москвы в 1928 году, пробираясь через всю Европу, прежде чем обосноваться в Англии. Он приехал в Соединенные Штаты во время Второй мировой войны, прибыл в Нью-Йорк (где он обучал Юла Бриннера, еще одного русского эмигранта) и продолжил путь в Южную Калифорнию. Его американская карьера включала в себя номинацию на премию Оскар 1954 года в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный».
Влияния Станиславского и Михаила Чехова распространяются на всю американскую сцену гораздо дальше, чем может означать простой список их учеников и протеже. Двое мужчин, которые тесно сотрудничали в течение трех десятилетий в Москве, стали представлять альтернативные представления о современном театре, которые, возможно, формировали американское драматическое представление более полувека.
Усилия Станиславского по приведению внутренней жизни персонажа в центр внимания трансформировали нашу концепцию сценического представления, открывая дверь к новому типу драмы, которая в меньшей степени опиралась на диалог, а больше на невербальное действие. Между тем Михаил Чехов разработал актерские упражнения, которые мотивируют исполнителей и по сей день.
Российское влияние на американский фильм, хотя и сильно ограниченное десятилетиями холодной войны, не ограничивается театральным наследием Баланчина, Станиславского и Чехова. Советский режиссер Сергей Эйзенштейн прославился своими методами редактирования и использованием монтажных последовательностей, влияние которых заметно в таких известных сценах, как последовательность душ в фильме Альфреда Хичкока «Психо». Фрэнсис Форд Коппола заявил, что он нашел художественное вдохновение в октябре Эйзенштейна и Ивана Грозного. Сегодня русские влияния можно увидеть в анимационных и документальных фильмах.
Российские исполнители изменили американскую культуру, потому что граница между «высокой» и «популярной» культурой была менее жесткой, чем в Европе. Джордж Баланчин мог ставить хореографию для цирковых колец, голливудских студий звукозаписи и бродвейской сцены, несмотря на то, что он заново изобрел и возродил классический танец. Адольф Болм, который в итоге помог основать балетные труппы в Сан-Франциско и Чикаго, получил свежую энергию от американского популистского подхода к искусству; Между тем, Серж Куссевицкий не нашел ничего необычного в выращивании американских композиторов и дирижеров из глубоких глубин американской деревни.
Некоторые русские, такие как Баланчин, Куссевицкий и актер Михаил Чехов, стали выдающимися деятелями культуры, поскольку они явно переопределили различные формы американского исполнительского искусства.
Сотни других русских, оказавшихся на американских берегах, оказали гораздо более тонкое и более спокойное влияние через преподавание. За прошедшее столетие миллионы молодых американцев научились танцевать, кататься на коньках, играть музыку и действовать от русских эмигрантов.
Рассматривая влияние России на американскую культуру, важно помнить, что Россия, как и Соединенные Штаты, является и уже давно является разнообразным и многокультурным обществом. Среди группы великих артистов, которых американцы считают «русскими», есть украинцы, грузины и многие другие этнические группы. Баланчин, Рубенштейн и Мордкин не были этническими русскими, как и многие великие «русские» дирижеры, ныне ведущие американские оркестры, такие как Валерий Гергиев и Юрий Темирканов. Культурные достижения, как высокие, так и низкие, Имперской России и Советского Союза являются следствием смешения конфессий, этнических групп, языковых групп и культур. Размышляя о силе творческих представлений тех стран, которые когда-то составляли царскую Российскую империю, для преобразования американской культуры,
Изучение влияния России на американское исполнительское искусство начинает раскрывать некоторые глубокие пути, которыми Россия «имеет значение» для Америки. Глубина культурного взаимодействия долгое время либо ограничивалась коротким списком светящихся звезд — Куссевицким, Стравинским, Набоковым — либо в значительной степени игнорировалась.
Интересно, что некоторые русские новаторы в искусстве настолько тесно отождествляются с американской культурой, что их связи с Россией просто забываются. В конце концов, Джордж Баланчин был одним из первых получателей почестей Кеннеди-центра за вклад в американское искусство. И кто мог быть более «американцем», чем Ирвинг Берлин, тем не менее он был ребенком Российской империи.
Наш тур под влиянием русского влияния на американское исполнительское искусство напоминает нам мудрость и проницательность посла Джорджа Ф. Кеннана, когда, выступая перед ужином в честь 25-летия Института Кеннана 4 октября 1999 года, он заметил:
«Когда дело доходит до отношения между великими народами, эти отношения не являются полными, когда они состоят только из военных, экономических и политических отношений, особенно в случае с Россией, должно быть еще одно дополнительное измерение в этих отношениях — и это измерение встречи людей в работе интеллекта, в уважении к науке и истории, в понимании искусства и музыки и во всех интуитивных чувствах, которые объединяют нас даже в самые трудные времена для многих людей в России».
И здесь, пожалуй, я соглашусь с ним, ведь не важно сколько в нас различий, какие отношения между нашими странами, какая экономика, политика и идеи, что о нас думают и так далее, а важно то, сколько в нас сходств, подобий и общности. Ведь если каждый будет видеть что-то хорошее в чужом человеке, общее, то весь наш мир в скором времени объединится...
Благодарю вас, мои уважаемые читатели, за проявленный интерес к данной статье! Комментарии, лайки, подписка на канал приветствуются. Вас ожидает много интересного!