Дмитрий Донской написал перед смертью духовную грамоту (завещание), в которой разделил принадлежавшие ему земли между своими 4-мя сыновьями: все главные московские земли он передает в пользу своего сына Василия. В случае же его смерти - эти владения отходят другому его сыну - Юрию. Данное завещание стало камнем преткновения, причиной по которой разразилась последняя междоусобная война на Руси.
Духовная грамота Дмитрия Донского дошла до наших дней.
Василий Первый 1371 - 1425.
С 1389 года стал великим князем московским. После смерти отца Василий получил от хана, через посла - ярлык на княжение. В 1391 году Василий женился на дочери литовского короля Витовта - Софье Витовтовне.
В 1392 году Василий получил у хана разрешение на покупку Нижнего Новгорода, не смотря на то, что нижегородский князь был жив. Хан дал разрешение , князя сослали в Суздаль. Нижний Новгород вошел в состав Москвы. В этом же году Муром также вошел в состав Московских земель.
При Василии усиливается влияние Литвы , его тесть Витовт захватил Смоленск в 1395 году, и Василий смиренно принял этот факт. Также войска Витовта нападали на Рязанское княжество, ходили походами на Новгороде и Псков. В своем завещании Василий отдавал жену и сыновей под защиту Витовта, после чего в 1427 Софья официально передала Московское княжество под руку Витовта, который примерно в это же время заключил договоры с князьями тверским (1427), рязанским (1430) и пронским (1430), согласно которым они становились его вассалами.
Отношения Руси и Орды
Поход Тамерлана
Тамерлан (Тимур) - основавший империю в Азии, вел борьбу с Золотой Ордой. Преследуя бегущие войска хана Тохтамыша, Тимур вторгся в Рязанские земли, разорил Елец, составив угрозу Москве.
Начав наступление на Москву, он неожиданно 26.08.1395 года повернул назад (возможно, по причине восстаний ранее покорённых народов) и вышел из пределов Московских земель. В 1395 когда Тамерлан подступил к Москве. Василий выступил с отрядом, но разве мог он противостоять грозному завоевателю половины мира с его 400-тысячами воинов?
Евдокия (его мать) непрерывно молилась об избавлении Руси от гибели. Попросила привезти из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. Народ усердно молился: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Легенда гласит, что в этот же день Тамерлан во сне увидел Богородицу, окруженную ангелами-воинами, и она повелела ему оставить пределы Руси. Как бы то ни было, войско Тамерлана действительно повернуло обратно без видимой причины и больше на Русь не возвращалось. А на месте сретения (встречи) иконы основали Сретенский монастырь.
Поход Едыгея
В 1395 г. в результате второго похода Тимура на Орду Тохтамыш был разгромлен. Фактическим правителем Орды стал эмир Едигей решил начать против него войну. В ноябре 1408 г. Едигей внезапно двинулся на Москву, введя Василия в заблуждение утверждением, что идет на Витовта. Узнав о приближении татар, великий князь отправил к Едигею посла Юрия, который был захвачен правителем Орды.
Осенью 1408 г. Едигей выступил в поход. Пройдя и опустошив Рязанскую землю, он взял и сжег Коломну, а 30 ноября оказался под стенами Москвы. Для Василия I действия Едигея не стали совершенно неожиданными, хотя об истинных планах ордынского полководца он догадался не сразу. В Москву в осаду сел имевший немалый военный опыт кн. Владимир Серпуховской, а вместе с ним другие князья и воеводы. Сам Василий вместе с семьей отъехал в Кострому. Часть своего войска Едигей направил в Нижний Новгород и Городец, которые были взяты, но большая часть татарской конницы пришла к Москве. Руководители обороны сожгли деревянные московские посады, что не дало возможности татарам использовать бревна для примета к стенам Кремля и их поджога. Каменная московская крепость была надежна и неприступна для Едигея. Опустошив Серпухов, Верею, Дмитров, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской, Ростов, Едигей вынужден был снять осаду Москвы и вернуться в свои степи после получения известия ордынского хана Булат-Салтана о наступлении на него сына Тимур-Кутлуга - Тимура. Но при этом Едигей взял с осажденных 3 тыс. р. откупа. Нападение Едигея показало Василию I, насколько ненадежны татары как союзники и насколько осторожно следует вести себя с Ордой.
Феодальная война 1425 - 1452 гг.
Василий Второй (Темный) 1425 — 1462 гг
Василий Дмитриевич составил новое завещание, по которому все земли передавал своему сыну Василию, однако с этим был не согласен его брат Юрий Дмитриевич, так как считал, что согласно завещанию их отца - Дмитрий Донского, чей авторитет был несомненно выше, он должен обладать московскими землями. Началось противостояние между Василием Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем. Дмитрий при разделе своих земель отдал Юрию вторые по значимости владения - Галич и Звенигород. После смерти Василия , его сыну Василию Второму был всего 10 лет. Юрий решил этим воспользоваться и поехал в Орду за ярлыком, но хан отдал ярлык Василию.
Москва, находясь под властью несовершеннолетнею князя, которого мать была дочерью Витовта, очутилась под рукой литовского великого князя; по крайней мере, сам Витовт именно так смотрел на нее и писал немцам, что
София с сыном и со всем великим княжеством московским отдалась ему в опеку и охранение.
Юрий сначала признал старшинство племянника, но в 1433 году на свадьбе Василия Второго случилась провокация со стороны его матери Софьи Витовтовны.
Она увидела на одном из сыновей Юрия украденный у Дмитрия Донского более 50 лет назад золотой пояс, что спровоцировало конфликт , Юрий и его сыновья пошли войной на Василия. В решающем сражении на реке Клязьме 25 апреля 1433 года Юрий Дмитриевич разгромил Василия и занял Москву. Великий князь бежал в Тверь, а затем в Кострому. Племяннику Василию Юрий отдал Коломну. Юрий был опытным полководцем, он выиграл много битв, но обладал суровым неуживчивым нравом. Поэтому многие московские бояре, и даже сыновья самого Юрия после ссоры с отцом, переезжали к Василию в Коломну, тем самым показывая свой выбор. Юрия это оскорбило и он покинул Москву. Василий Второй вновь стал московским князем. Но Василий не захотел помиловать тех, кто выступал на стороне Юрия, в том числе он стал собирать бойко против сыновей Юрия Дмитриевича, и тогда дядя опять решил поставить племянника на место. Юрий вновь занял с войском Москву, он правил около пол года и умер.
Два старших сына Юрия - Василий Косой и Дмитрий Шемяка вступили в борьбу за московский стол с двоюрным братом Василием Вторым.
В ходе борьбы Василий ослепил своего двоюродного брата Василия , который получил прозвище Косой. Ослепление это вид византийской казни - суть которой - сохранить человеку жизнь, но сделать его недееспособным, вывести из мирской жизни, чтоб человек всю оставшуюся жизнь только молился.
Василий Второй утвердился и стал править в Москве. В 1445 году Василий в ходе сражения с татарами, которым он прекратил платить дань, попадает в плен. И чтобы выкупится , он собирает огромную сумму денег. Горожане недовольны, они потеряли веру в князя, который не мог защитить их. Этим воспользовался второй сын Юрия - Дмитрий Шемяка.
В 1446 году он нападет на Москву , захватывает в плен Василия, ослепляет его, берет с ней клятву больше не воевать за власть, и ссылает в Вологду. После ослепления Василий получил прозвище Темный . Дмитрий Шемяка часто отлучался из Москвы, так ка она никогда не была его родным уделом, это не нравилось боярам, которые как при его отце боялись наплыва людей и знати из других княжеств, в частности из далекого Галицкого княжеств, которое было наследственным уделом Юрьевичей. Поэтому Василию, который был слепой в изгнании в Вологде поступало много жалоб.
В 1447 году Василий с войском вошел в Москву, когда Шемяка там отсутствовал и взял город. Митрополит Иона своею грамотою объявил Шемяку отлученным от церкви, запрещал православным людям с ним есть и пить и обвинял новгородцев за то, что они приняли его к себе. Сам Шемяка долго ездил по Руси, в итоге его приняли в Новгороде, но по приказу Василия он был отравлен ядовитыми грибами в 1453 году .
Духовные власти всегда благоприятствовали стремлению к единодержавию и поддерживали Василия Темного. Единодержавие сходилось с их церковными понятиями: церковь русская, несмотря на политическое раздробление русской земли, была всегда единая и неделимая и постоянно оставалась образцом для политического единства. Во-вторых, церковь всегда пыталась повысить свое могущество. Митрополиты Петр и Алексий показали уже себя политическими деятелями; еще более проявил себя в этом отношении умный митрополит Иона, которому пришлось занимать важное место при слепом и ничтожном Василии.
Отказ от Унии.
В начале XV века Византийская империя находилась на краю гибели.Чтобы отвести от Византии турецкую угрозу, император Иоанн VIII Палеолог обратился к римскому папе Евгению IV с предложением организовать всеевропейский крестовый поход против турок. Папа обещал поддержать императора, но с условием, что православная церковь подчинится римскому престолу. Политика возобладала над религиозными чувствами, и Иоанн VIII уступил требованиям папы.
Ферраро-Флорентийская уния
В 1438 году во Флоренции собрался церковный собор, на который были приглашены церковные иерархи православных стран, в том числе и Руси.
Митрополитом всея Руси в то время был грек Исидор, поскольку Русская церковь все еще находилась в подчинении у Константинопольского патриархата. Исидор возглавил большую московскую делегацию, прибывшую во Флоренцию по зимнему пути на двухстах санях. Будучи подданным византийского императора, Исидор и не думал защищать на Флорентийском соборе интересы Русской церкви. Выполняя желание Иоанна VIII, он заявил от ее имени о присоединении к Риму и заверил папу, что по возвращении в Москву легко уладит все формальности. «Русские епископы неучи, - говорил Исидор, - а великий князь молод и находится в моей воле».
И в самом деле, когда Исидор объявил в Москве об окончательном объединении Восточной и Западной церквей, он не встретил особого сопротивления со стороны московских бояр и духовенства. Богословские аспекты вопроса навели на всех скуку и дремоту. Летописец простодушно сообщает, что бояре и епископы «все умолчаша и воздремаша и уснуша». Не спал только Василий II. Отлично поняв, к чему клонит Исидор, великий князь во всеуслышание назвал митрополита еретиком и лжеучителем и приказал заключить его в Чудов монастырь. Тут опомнились и бояре с духовенством.
«Мы дремали, - покаялись они перед Василием, - а ты, государь один бодрствовал, открыл истину, спас веру».
Начало автокефалии РПЦ
Предательство Исидора послужило поводом для того, чтобы покончить и с церковной зависимостью Руси от Константинопольской патриархии. Новым русским митрополитом был избран рязанский епископ Иона, русский по национальности. С этих пор Русская церковь стала самостоятельной, автокефальной епархией.
В 1448 году, после изгнания Шемяки, было положено независимости русской церкви от Константинопольского патриарха. Впервые со времен Ярослава Мудрого русские самостоятельно решили избрать митрополита на архиерейском соборе, первым избранным митрополитом стал Иона. Было положено начало автокефалии (независимости) православной церкви от Константинополя.
Результаты феодальной войны
Московские князья отстояли свой статус великих князей.
Установился окончательно новый принцип наследования, не как в древнем русском праве старшему из рода , от брата к брату, а « от отца к старшему сыну». Этот принцип будет использоваться на протяжении всего существования российской монархии в дальнейшем.
Было положено начало автокефалии РПЦ
Термины:
Феодальная война
Духовная грамота
Личности:
Василий Первый
Василий Второй Темный
Юрий Дмитриевич Звенигородский
Василий Косой
Дмитрий Шемяка
События:
1425 - 1453 - феодальна война между Василие Вторым , Юрием Дмитриевичем и его сыновьями
1392 - Присоединение Нижнего Новгорода и Мурома к Москве
Присоединение Мурома к Москве
1448 - избрание мирополита Иона на архиерейском соборе (начало автокефальной церкви на Руси)