Восприятие Айкидо
В последние годы японское искусство Айкидо становится все более популярным не только на просторах нашей Родины, но и по всему миру. Со дня самого первого появления Айкидо в России вокруг него начали кипеть различные споры, дискуссии. А Айкидо тем временем стало позиционироваться как искусство в высшей степени сложное, элитное и, даже в какой-то степени, мистическое. Основная тема споров и по сей день остается все той же – эффективность искусства в прикладном варианте. Часто на просторах Сети можно встретить изречения особо импульсивных «бойцов» других стилей единоборств типа «Ну это же боевое искусство? А вот если так ударю и напрягусь? А если кирпичом? Видите, не получается! Я же вам говорил! Как это «гармония с противником», что за бред?! Тогда уберите слово «боевое» и называйтесь «небоевым искусством»!!! И вообще, хватит обманывать доверчивый русский народ, идите все на бокс!».
В этой статье я не хочу разводить в очередной раз споры по поводу эффективности Айкидо в драке, но хотел бы обратить внимание читателей на другую сторону этого уникального искусства.
Личность основателя Айкидо, Морихея Уэсиба, является легендарной. Существует множество рассказов и историй, когда О-Сэнсэй раскидывал противников только лишь силой мысли, взглядом или криком! Очевидно, чего-то подобного ожидают и от адептов этого стиля. Основатель, прожил долгую сложную жизнь, пережив, взлеты и падения. Однако жизнь свою он посвятил изучению Боевых Искусств и японской религии. Уэсиба неоднократно бывал на войне и участвовал в жестких схватках. Он видел, как умирают люди, как много печали и несчастья приносят войны. И причины всех этих трагедий так мелочны по сравнению с гармонией всего живого, что их смысл теряется в вечности Вселенной. Конечно, это сильно повлияло на его мировоззрение и отразилось на методе практики боевого искусства. В результате, на закате своего существования О-Сэнсэй сформировал некий метод, через который он пытался достичь недостижимого…
По словам Х.Тада Сэнсэя (9 дан Айкидо Айкикай), Айкидо не является боевым искусством в буквальном понимании этих слов. Здесь слово «боевое» следует воспринимать не как нечто «воинское, смертоносное, калечащее других людей, против которых оно применено». Слово «боевое» должно восприниматься как «истребление всего плохого и гадкого, что есть в человеке». Следовательно, искусство Айкидо является боевым, но не по отношению к другим людям, а по отношению к темной половине самого человека, который его практикует.
Если посмотреть на название Ай-Ки-До, иероглиф «До» означает Путь, стиль жизни, в противовес старому «дзюцу» - набору смертоносных техник. Айкидо – это принципы, взгляды на свою жизнь и окружающий мир, обретаемые посредством практики. Это, прежде всего чувственность, доброта, дружелюбие, прощение. С прощением, добротой и дружелюбием все понятно, но что я вкладываю в термин чувственность?
С возрастом большинство людей «черствеют». Это проявляется по-разному. Например, события, которые раньше вызывали бурю эмоций, становятся все более и более блеклыми, обыденными. Кто-то начинает находить новые эмоции в других действиях, кто-то смиряется со все более давящей будничностью своего существования. Человек закупоривается в себе, в своих проблемах, которые «требуют немедленного и безотлагательного решения». И вместе с тем чувства, переживания, эмоции – это то, что делает нас Людьми.
По моему убеждению, проблема «потери чувственности» человека может быть решена через практику Айкидо. Конечно, это всего лишь один из путей ее решения. Динамическая медитация, гармония в движении и покое, очищение своего разума и тела – это истинные цели занятий классическим Айкидо. Основатель Айкидо говорил: «Айкидо – это мисоги (очищение души)».
Уэсиба-Сэнсэй намеренно не учил людей драться. Он хотел оставить после себя нечто большее, чем еще одно «кровавое» искусство войны. В силу своей врожденной и приобретенной мудрости, он ясно понимал, что агрессия, тщеславие, жадность – это те факторы, которые сдерживают нашу цивилизацию от скорейшего прогрессивного развития, заставляя тратить время, силы и средства целых народов и стран на неблагодарные и деструктивные занятия – войны.
Айкидо намеренно лишено своего боевого арсенала, так как он противоречит его истинной цели. Боевой аспект, в своем роде, культивирует агрессию адепта…
Уэсиба очень много медитировал и размышлял. Как и каждый человек, в душе которого томится философ, он пытался осознать свое место в этом мире, цели и приоритеты существования.
При всей густонаселенности современных мегаполисов многие люди по-настоящему одиноки. Посредством практики Айкидо в группах, на семинарах, совместных тренировках люди объединяются, заводят новых друзей и знакомых. Однако, помимо этого, объединение людей, занимающихся Айкидо, происходит в гораздо более глубоком смысле – на чувственном уровне. С этой точки зрения тренировка Ката – это акт единения двух человеческих существ, Рандори – единение нескольких людей, а весь тренировочный процесс – Кейко – единение и гармонизация целой группы занимающихся.
Кто-то в искусстве О-Сэнсэя может наблюдать оттенки религии. Однако, не стоит относиться к Айкидо, как к религии или, того хуже, какой-то секте. Истинное Айкидо свободно от религиозных догм и практикуется по всему миру приверженцами разных религий.
Итак, Айкидо призвано решить проблему не «здесь и сейчас», подобно другим контактным боевым искусствам. Оно подходит гораздо глобальнее, искореняя причины конфликта, которые кроются в нас самих. Истинная цель айкидо – сделать так, чтобы воинское искусство, как таковое, перестало быть нужным человеческому обществу.
Несмотря на всю утопичность идеи, Айкидо по своим целям, принципам и средствам представляет собой поистине уникальное и Великое Искусство.
_____________________________________________
Станислав Копин, октябрь 2012 года.