Об истории создания этого персонажа до сих пор ведутся споры. Но все спорщики сходятся на том, что прототипом злодея послужил немецкий актёр Конрад Фейдт (1893-1943). А точнее, образ Гуинплена, воплощённый им в фильме «Человек, который смеётся» (1928).
Официальными создателями Джокера являются три автора — Джерри Робинсон, Боб Кейн и Билл Фингер. Но у каждого из них своя история.
Версия Джерри Робинсона
Джерри Робинсон — один из создателей Джокера — вспоминал, что персонаж должен был отвечать трём главным условиям. Во-первых, ему предстояло стать достойным противником для героя. Джокер должен был испытывать Бэтмена на прочность, напоминая читателям противостояние профессора Мориарти и Шерлока Холмса.
Во-вторых, злодея необходимо было сделать запоминающимся. Для этого создатели подарили ему яркую внешность и вызывающую манеру поведения.
В-третьих, Джокеру нужна была фишка, противоречащая стереотипному образу мрачного злодея. Поэтому Робинсон, Фингер и Кейн наделили своего героя пусть и своеобразным, но чувством юмора.
Собрав всё это воедино и вдохновившись образом Гуинплена, Джерри Робинсон, чей отец был профессиональным картежником, достал колоду и нарисовал зловещий эскиз на карте «Джокер».
Версия Боба Кейна
Кейн ставит под сомнение активное участие Робинсона в создании Джокера. В интервью Entertainment Weekly, данном в 1994-м году, он сказал: «У Билла Фингера была книга с фотографией Конрада Фейдта. Он показал мне её и сказал: Вот это Джокер. Джерри Робинсон был совершенно ни при чём, но всегда утверждал обратное».
Если верить Бобу Кейну, то единственная заслуга Джерри Робинсона состояла в том, что у него при себе всегда были карты. Они-то и помогли Кейну и Фингеру визуализировать придуманный ими образ Джокера.
Стоит заметить, что Боб Кейн часто путался в своих «показаниях», рассказывая историю создания знаменитого злодея с явной неохотой.
Как бы то ни было, в обеих версиях фигурирует образ Гуинплена, созданный на экране Конрадом Фейдтом. Хотя прошлое Джокера покрыто мраком, ясно одно — своим появлением он во многом обязан роману Виктора Гюго «Человек, который смеётся» и его экранизации, ставшей классикой немецкого киноэкспрессионизма.
Успехов!