Найти тему
Горящая изба

The Guardian: миф о «настоящей француженке» дискриминирует женщин

В рамках движения #MeToo француженки стали бороться с ложным и недостижимым образом идеальной французской женщины, которую описывают в книгах, кино и глянцевых журналах. Мы перевели текст The Guardian о том, что не так с мифом о француженке.

Стереотипный образ француженки — это прежде всего объект потребления. Он помогает продавать красную помаду, полосатые футболки, духи и Париж как туристический город.

«Настоящая француженка » — стильная и соблазнительная, она соблюдает все правила этикета и проводит свободное время в уличном кафе, куря сигареты и выпивая хорошее вино. Она похожа на Бриджит Бардо, Катрин Денёв и Софи Марсо. С 1969 года эти знаменитости стали прототипами для бюстов, украшающих все здания государственных учреждений Франции. Как и Эйфелева башня, «француженка» — это символ национальной самобытности.

Женские журналы по всему миру посвящают бесконечный поток статей «французским секретам». Это, к примеру, тексты о том, что есть в зимнем гардеробе у каждой шикарной француженки и почему французские женщины не делают контуринг. В таких статьях пишут: «Все мы знаем, что француженки уникальны по праву рождения — их волосы идеальны и без укладки, они всегда наносят невидимый макияж и равнодушны к фитнесу».

Судя по этим текстам, все француженки сидят на одной диете, носят одинаковые платья и пользуются одним кремом для лица.

Журналистка Линдси Трамута недавно написала книгу «Новая парижанка: женщины и идеи, формирующие Париж». В ней описаны истории 40 женщин из Парижа, которые не соответствуют стереотипному представлению о француженках. Но книг, поддерживающих этот миф, гораздо больше. Например, мировые бестселлеры «Французские женщины не толстеют», «Француженки не делают лифтинг» и «Как почувствовать себя парижанкой, кем бы вы ни были». В последней книге есть такой совет:

«Всегда будь сексапильной: стоишь ли ты в очереди в булочной воскресным утром, покупаешь ли шампанское посреди ночи или забираешь детей из школы. Никогда не знаешь, что сейчас произойдёт…»
— Каролин де Мерге, автор книги «Как почувствовать себя парижанкой, кем бы вы ни были»

Миф о француженке создаёт такую реальность, в которой темнокожее, азиатское и ЛГБТК-население Франции будто не существует. В 2018 году актриса Айсса Майга опубликовала коллективное эссе 16 темнокожих французских актрис «Быть чёрной — не моя профессия», в котором они рассказали о дискриминации в киноиндустрии. В своей речи на церемонии вручения кинопремии César в этом году Айсса перечислила имена темнокожих людей в зрительном зале — их было 12 из 1600 присутствующих.

«Мы терпели выбеливание лица, играли наркодилеров, домработниц с акцентом, террористов и гиперсексуализированных девушек. И мы не собираемся оставлять французское кино в покое»
— Айсса Майга

В ответ депутат Европарламента Надин Морано сказала, что если Айссе «не нравится видеть так много белых людей во Франции, то ей следует вернуться в Африку».

Обложка: Victoria Borodinova / Pixabay