Найти тему
Вижу красоту

Атрибуция скульптуры благодаря сетевой акции #ГодБалета

Источник: russianchina.org
Источник: russianchina.org

Друзья, предлагаю вам ознакомиться с первыми результатами атрибуции весьма распространённой дулёвской скульптуры 1950-х годов «Татарский танец» Асты Бржезицкой и узнать через имя портретируемой артистки балета детали её биографии, названия театральной постановки и мизансцены.

Источник: mariinsky.ru
Источник: mariinsky.ru

Начну издалека. Впервые атрибуцией этой скульптуры я занялся, работая в Государственном музее керамики в Кусково. В честь 200-летия со дня рождения знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, внёсшего огромный вклад в становление русского балета, 2018 год был объявлен «Годом Балета».

Источник: tass.ru
Источник: tass.ru

В юбилейный год была представлена широкая программа мероприятий, частью которой являлась и музейная сетевая выставка произведений на балетную тему под хэштегами #ГодБалета и #ГодБалетавКусково. Пока коллеги публиковали произведения по истории Шереметевского театра в Кусково, я занимался атрибуцией и уточнением информации по «балетной» советской фарфоровой скульптуре, а с июля 2018 эта часть коллекции начала представляться в соцсетях учёным секретарём музея.

Чтобы не были нарушены музейные правила первой официальной публикации экспоната, все произведения из запланированного перечня произведений сетевой акции «Год Балета в Кусково» в первую очередь были опубликованы на официальном портале Министерства культуры России – Госкаталог музейного фонда РФ. Перед отправкой в Госкаталог учётных данных из Электронной базы данных КАМИС всегда осуществляется их сверка с рукописными инвентарными книгами и книгами поступлений. Так вот, выверяя данные я обнаружил, что дулёвская скульптура «Татарский танец» Асты Бржезицкой была закуплена у автора за 900 рублей Комитетом по делам Искусств при Совете Министров РСФСР по акту № 83 от 21 августа 1952 года с дополнительной формулировкой «Артистка балета ГАБТ [Государственного Академического Большого театра] СССР Ирина Орлик».

Источник: instagram
Источник: instagram

Эта ценнейшая информация была внесена мной в дополнение к названию в скобках. Причём об этой находке я ещё сделал объявление в своих соцсетях, разместив скриншот страницы Госкаталога, на котором вы и сами может увидеть это дополнение.

-5

Официальная публикация Государственного музея керамики в Кусково об этой скульптуре в соцсетях произошла 1 декабря 2018. Вы это также можете увидеть по скриншоту или используя поиск на странице музея «В Контакте»: https://vk.com/museum_kuskovo

-6

Скульптура «Татарский танец» (Ирина Орлик – артистка балета Государственного Академического Большого театра СССР). 1951.

Бржезицкая Аста Давыдовна (1912–2004). СССР. Московская область. Дулёвский фарфоровый завод имени Газеты «Правда».

Фарфор, надглазурная полихромная роспись, крытьё, золочение. Высота 23,5 см. Марки нет. Подпись автора: на обороте постамента золотом «а б»

Государственный музей керамики в Кусково / Инв. № ФР 11646

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14093392

Большой удачей стало и обнаружение биографической страницы артистки на сайте КИНО-ТЕАТР.РУ // https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/246722/bio/

Орлик Ирина Георгиевна (Ирэн Егорова-Орлик) родилась 3 декабря 1931 года. В 1951 году окончила Московское хореографическое училище (педагог Г. Петрова). В 1951–1972 годах танцевала в Большом театре, была солисткой характерного репертуара. В 1974–2010 годах работала репетитором в Театре им. Маяковского. В 1961 исполнила роль исполнительницы танца на празднике «Чёрных скал» в фильме «Человек-амфибия».

Конечно, биография крайне краткая. Нужно было ещё многое уточнять. И уверенно сказать к какой постановке Большого театра относится «Татарский танец» не было возможности.

Первичная гипотеза, которую я начал разрабатывать, оказалась ложной.

Внимательно изучая описания экземпляров скульптуры из собраний различных музеев, представленных в Госкаталоге, я обнаружил следующее:

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5517669
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5517669

Описание по книге поступлений Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим»: Балерина ГАБТа [Государственного Академического Большого театра] Ира Орлик исполняет танец из «Половецких плясок» в опере Бородина «Князь Игорь».

Бржезицкая Аста Давыдовна. Скульптура «Татарский танец». 1955. СССР. Московская область, Дулёвский фарфоровый завод. Высота 24 см. Фарфор, надглазурная роспись, люстр, золочение. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» / Инв. № Фс-1516. Госкаталог: 5390339.

Однако, эту информацию опровергла сама Ирина Орлик. Благодаря народному «сарафанному радио» моя заметка дошла до внучки артистки. И уточнив информацию как у бабушки, так и театральных знатоков, Александра Дальсбек мне написала в фэйсбуке ценнейшие сведения и прислала фотографию Ирины Орлик в сценическом костюме.

Ирина Орлик в сцене «Татарский танец» балета  «Конёк-Горбунок». Большой театр
Ирина Орлик в сцене «Татарский танец» балета «Конёк-Горбунок». Большой театр

Истиной оказалось то, что скульптура «Татарский танец» Асты Бржезицкой представляет сценический образ сольного номера «Татарский танец» артистки балета Ирины Орлик в дивертисменте «Танцы народов России» балета «Конёк-Горбунок» по одноимённой сказке Петра Ершова, в 4 актах и 9 картинах, постановки 1948 года в Большом театре балетмейстера Александра Горского (по Мариусу Петипа).

Исторически это был первый балет на русскую национальную тему, где использовались популярные русские мелодии: с включением номеров на музыку Александра Глазунова, Петра Чайковского). Премьера состоялась 1 декабря 1866 года в Большом театре. Автор либретто и балетмейстер — Артур Сен-Леон.

-11

Ирина Орлик конечно увидела свой образ в готовой скульптуре и была одарена Астой Бржезицкой авторским экземпляром. Уже в наши дни на антикварном рынке в Измайлово внучка купила тиражный экземпляр скульптуры 1954 года выпуска. По фотографии вы можете сравнить и найти отличия. Сразу видна разница в высоте скульптур. Потом уже обращает на себя внимание качество росписи и проработка деталей. Так, у массово производимой скульптуры «Татарский танец» отсутствует золочёный браслет на руке.

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3901824
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3901824

Госкаталог помог дополнительно установить, что скульптура 1951 года «Татарский танец» (с браслетом на руке) Асты Бржезицкой участвовала в выставке к 40-летию Революции «Женщины-скульпторы. 1917–1957». На это указал экспонат Подпорожского филиала «Музейного агентства» Ленинградской области – Подпорожского краеведческого музея: открытка из комплекта, посвящённого выставке 1957 года.

Можно ещё предположить, а в будущем подтвердить или опровергнуть, что Аста Давыдовна выполнила скульптуру к юбилею Большого театра: в 1951 году торжественно отмечалось его 175-летие.

P.S. Всем бы художникам и творческим людям таких отзывчивых и неравнодушных внучек как Александра Дальсбек!

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив