Найти тему

"Поющие в терновнике" К. Маккалоу

«Есть такая легенда – о птице, что поет лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет...

(tmblr.philipplahm86)
(tmblr.philipplahm86)

«Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая…».

Роман начинается со сказочной легенды о чудесной птице, которая поет всего лишь один раз за жизнь, но эта песня прекраснее всех, которые слышны под нашим небом.

Читая эту книгу неторопливо и вдумчиво целых два месяца, я все размышляла: «Кто же из персонажей – поющий в терновнике? Кто скрывается за этим образом?»

Книга разделена на шесть частей, названных в честь персонажей книги.

-2

Центральная героиня – Мэгги Клири, в начале семейной саги она – маленькая девочка, главным событием в жизни юной героини становится кукла.

«Золотистые волосы высоко зачесаны и разубраны жемчужинками, открытая нежно-розовая шея и плечи выступают из пены кружев, сколотых жемчужной булавкой. Тонко разрисованное фарфоровое личико не покрыли глазурью, и оно матовое, нежное, совсем как человеческое...».

Чувствуете, как Маккалоу умело использует эпитеты в описании куклы? Через них ощущается, насколько сильно Мэгги обожает свою новую, маленькую подругу Агнес.

Со временем, Мэгги растет, так же меняются и ее ценности. Как и в жизни, некоторые черты характера берут основу из детства, например, заботливость. Будучи подростком, она дарит свою нежность младшему брату, позже – животным, а спустя много лет – своим детям.

Мне очень понравилось то, что при чтении романа мы остаемся сторонними наблюдателями, «зрителями» действия на сцене.

Автор не принуждает нас мыслить как-то определенно: да, она показывает свое отношение к персонажам, но не призывает нас думать так же. Писательница дает читателю выбор: считать так же, как она или думать по-своему.

Например, другой персонаж – священник Ральф де Брикассар, который появляется в начале книги. По описаниям его действий внимательному читателю вскоре становится ясно: Маккалоу понимает священника, но не до конца принимает.

Лично у меня так же было неопределенное отношение к поступкам де Брикассара, но его психология, его «метания» между земной любовью с женщиной и стремлением коснуться кончиками пальцев самого Бога была мне близка «по духу». По моим представлениям, я будто бы больше понимала де Брикассара, чем сама Маккалоу.

Психологические романы сложно воспринимать однозначно и все люди склонны к тому, чтобы думать по-своему. В любом случае, мы проникаемся симпатией чаще всего к тем персонажам, с которыми мы чувствуем «связь».

(моё фото)
(моё фото)

Интересно было читать роман еще потому, как автор красочно описывает природу и она, подобно основной мелодии в оркестре, звучит будто бы «фоном», но имеет влияние на остальные, более громкие инструменты. Сама природа и окружающая обстановка персонажей влияла на их характеры, внешность.

«Солнце, ветер и сушь не слишком равномерно окрасили их светлую, осыпанную веснушками кожу под красное дерево, и тем яснее светятся на их лицах бледно-голубые спокойные глаза, от уголков которых к вискам бегут глубокие морщины – признак, что глаза эти постоянно смотрят вдаль, в бескрайний разлив изжелта-серебристых трав»

Так описывала Маккалоу трех старших братьев Мэгги – Боба, Джека и Хьюги.

Роман полон ярких персонажей, которые четко врезаются в память даже спустя нескольких недель после прочтения книги. Как мне показалось, австралийская писательница проводила параллели между поколениями:

(!спойлеры!)

Например, любовные истории женщин семьи Клири: Фиона – мать Мэгги, сама Мэгги, и её дочь Джастина. Все имели разные характеры, но похожие судьбы. У всех троих в юности рождалась пылкая влюбленность к мужчинам старше их самих, но все эти романы заканчивались по-разному.

Самая старшая из них, Фиона теряет свою первую любовь и вместе с этим веру в счастье, но позже она встречает своего мужа Пэдди: в конце концов у нее вернулась вера в силу любви, но это было уже слишком поздно. Мэгги пыталась бороться за своё счастье с любимым, которого влекла совсем иная звезда на небе. Все это закончилось тем, что Мэгги открыто стала презирать того мужчину, но они остались друзьями. Только у Джастины любовь не закончилась разочарованием – на протяжении многих лет она видела в том красивом немце только друга, несмотря на то, что он с самого начала полюбил самую младшую из Клири. Всё в итоге закончилось еще лучше.

Помимо сюжетной линии, развивающейся вместе с поколениями семьи Клири, развивается и вторая линия – реальный исторический сюжет. Колин Маккалоу хоть и не самую главную, но львиную долю романа уделяет настоящим положениям дел в Новой Зеландии, Австралии и Европы и лишь немногие события она додумала сама.

Действие начинается с 1915 года и продолжается вплоть до начала 70-х годов прошлого века. Целых 54 года!

На наших глазах рождаются и умирают члены семьи Клири, второстепенные персонажи и соседи, меняется техника – от первых пароходов до событий атомной борьбы во время Второй мировой, изобретение электричества, радио, самолетов! Будто бы читатель проживает целую жизнь, отдельную от его собственной.

И, самое главное – чувства, эмоции.

Не перечесть, сколько всего я испытала при прочтении романа. Сколько мыслей в моей голове роилось, как рой пчел у диких полевых цветов.

Сидя майскими вечерами на нашем небольшом балконе я много думала о прочитанном, любуясь мамиными цветами, наблюдая за разными людьми, шедшими куда-то по нашей улице, вглядываясь в вечернее солнце, выглядывающее из-за деревьев.

(моё фото - "Пионы в парке")
(моё фото - "Пионы в парке")

Считаю, что этот роман, согретый под австралийским знойным небом, лучше читать не спеша, размеренно.

Давать себе время на обдумывание прочитанных глав, не бежать по страницам. У скептиков мог бы возникнуть вопрос: «Да, о чем же здесь думать, автор статьи? Книга написана просто и понятно, ее можно прочитать не за два месяца, а за неделю.»

Верно, книга написана «просто», это вам не запутанное «Преступление и наказание» Достоевского.

Но, простые слова тоже много весят.

Вы меня спросите: «Так кто же оказался «поющим в терновнике»?»

А я отвечу: «Все, включая нас самих».

София Г.