Найти тему
Роман Рабинович

Бирюзовые организации: культурный код

Бирюзовые организации для многих похожи на единорогов, которых вблизи никто не видел, но которыми очень хочется стать и зарабатывать миллионы. В чем их секрет? Что в них есть такого, чего нет в "обычных" бизнесах? Почему Amazon купил Zappos? Причина - их нематериальный актив, их особая культура.

Бирюзовые организации - нематериальный актив
Бирюзовые организации - нематериальный актив

Что такое бирюзовые организации - «teal organizations»? Это понятие ввел Федерик Лалу, основываясь на спиральной динамике. Ее суть заключается в том, что все системы, в том числе организации, эволюционно развиваются по восьми цветовым уровням. Каждый следующий уровень обладает большей энергией и возможностями. Бирюзовый – наивысший, объединяет преимущества всех предыдущих уровней и самый мощный.

Это уровень бирюзовых организаций – успешных, быстро растущих, и, как выяснил Лалу, обладающих нематериальным активом – одной из причин своего успеха.

Что это такое?

С материальным активом бизнеса всё понятно: это различные бизнес-параметры – маржинальность, оборот.

У бирюзовых организаций есть также нематериальный актив.

Он может относиться к разным областям, в частности, к культуре компании.

Культура бирюзовой организации - ее нематериальный актив.
Культура бирюзовой организации - ее нематериальный актив.

Например, именно новая, культура компании Zappos, созданная ее основателем Тони Шеем, послужила главным активом, за который ее купил Amazon. Тони Шей пришел на банальный рынок обуви и, по сути, переизобрел его в e-commerce.

Огромная компания Amazon, имея все ресурсы, не могла добиться тех же результатов по NPS, каких добился Zappos, «компания счастья» благодаря своему нематериальному активу, культуре. Оказалось, что счастливый клиент, как это ни банально, приносит больше денег компании, чем несчастный.

Amazon купила Zappos и получила ее продвинутую культуру
Amazon купила Zappos и получила ее продвинутую культуру

То же самое сделал Тинькофф с банковским сектором – он переизобрел банки, с самого начала правильно построив бизнес с нуля, а не трансформировав его – как и Zappos.

Культура переизобретения
Культура переизобретения

Счастье клиентов – основополагающий принцип в бирюзовых организациях и их культуре: чем счастливее клиент, тем лучше и компании – она получает прибыль.

Бирюзовые организации: счастье клиента - главное!
Бирюзовые организации: счастье клиента - главное!

Бирюзовые организации – горизонтальны, т.е. имеют распределенную систему полномочий.

И определяющим моментом является то, как лидер компании, ее основатель смотрит так на свой бизнес.

Итак: одна из отличительных особенностей бирюзовых организаций – их нематериальный актив, в частности культура компании.

Нематериальный актив бирюзовых организаций
Нематериальный актив бирюзовых организаций

Переизобретая ее, бирюзовые организации переизобретают рынки и преуспевают на них.

Вы хотите изменить культуру своей организации? Нужна помощь в цифровой трансформации? Обращайтесь, поможем!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.