Найти в Дзене
Алексей Базюк

Худшая песня Цоя

Середина и конец 80-ых странное время... Страна дышит на ладан и тяжелый гнилостный запах разложения чувствуется повсеместно. К нам в город заглянула компьютерная выставка из США и мои одноклассники ринулись на ее открытие -каждому посетителю выдавался целлофановый пакет с флагом США и стоило отстоять повторно очередь (довольно большую и долгую) , как можно было разжиться еще пакетом... Люди ходили по кругу, собирая эти пакеты... Я помню, с какой невероятной важностью, мои друзья таскали учебники в школу в этих пакетах , распираемые гордостью, всем на зависть. Прошло два-три месяца, пакеты облезли, но американский флаг еще читался и стало быть, повод для гордости и важности у них сохранялся. Страна СССР и все что в ней еще оставалась, все русское, вызывало у людей , у молодежи в первую очередь, отторжение и я выглядел полным идиотом слушая в 15 лет Зыкину и Толкунову и таская на груди значок Ленина. Потом будет километровая очередь в Макдональдс, снос памятника Дзержинского и так далее. Русский рок не остался в стороне и каждая боле-менее уважающая себя группа отметилась неким душераздирающим изобличающим этюдом. У "Наутилуса" появилась грустная песенка "Гудбай Америка", о тоске и невозможности приблизиться к мечте - к таинственной Америке и автору приходится страдать здесь в России. "Крематорий" спел о Павлике Морозове . Все новоявленные проблемы в стране - Спид, проституция и так далее, были вызваны тем, что "Павлик Морозов жив". Гражданская оборона спела про КПСС. Была еще какая-то певичка с песенкой про НКВД -"А ты не летчик" и так далее... Казалось неприличным не иметь в репертуаре, нечто этакое злободневное. Даже такой тонкий душевный лирик , как Игорь Николаев сочинил песенку про Любовь Орлову , о том как он плачет, смотря ее комедии тридцатых годов. За горизонтом уже маячил Тальков... У "Кино " и Цоя в те времена, дабы не отставать от моды, появилась философская песня про Троллейбус, который идет на восток, с типичным для тех лет текстом-загадкой, наполненной недвусмысленными намеками.

"Мое место - слева, и я должен там сесть,
Не пойму, почему мне так холодно здесь,
Я не знаком с соседом, хоть мы вместе уж год,
И мы тонем, хотя каждый знает, где брод,"

Автор сидит слева и троллейбус идет на восток. Понятно , что песня -символ и строки - "И вот мы гадаем, какой может быть прок В троллейбусе, который идет на восток," можно переиначить ,в то что нужно идти на Запад - там будет прок и видимо нужно сидеть справа. И дальше снова "В кабине нет шофера, но троллейбус идет, И мотор заржавел, но мы едем вперед," . Прямо жирный намек на страну, катящуюся в пропасть и все из того, что идем на Восток, а не на Запад и на пресловутое место слева. К слову мне вспомнилось небезызвестная группа из бывшего ГДР (Рамштайн) и недвусмысленная строка из их песни -"моё сердце бьется слева". Так что, как мы понимаем место и направление все же имеет значение. Песню про Троллейбус я услышал сегодня по дороге на работу по радио и выйдя из машины , тут же увидел стенд с плакатами времен ВОВ. Там был один интересный плакат -Бравый советский солдат, лихо подкручивает ус и надпись на плакате большими буквами гласит- "НА ЗАПАД". И вот в чем разница получается, если мы в 45 шли на Запад неся свой флаг и свою правду, всеми уважаемые и нас встречали с цветами и радостью. То в конце восьмидесятых, нас призывали (те же рокеры, Цой и с ними прочие) повернуть на Запад уже побежденными... И строка "Нас так долго учили Любить твои запретные плоды" звучит уж больно по-рабски. Чуть позже, лет через пять, уже при Ельцине, когда все накрылось медным тазом - я сидел в одной кафешке и наблюдал забавную сцену - за столом сидели две девицы и пожилой европеец. Он им показывал диковинку - цифровой фотоаппарат, (они видимо только, что появились на рынке, стоили ужасно дорого, и изображение, транслировалось тут же на экран, что было действительно необычно)... Девочки были просто в неописуемом восторге и крутились вокруг этого господина и вели себя демонстративно и свысока, по отношению к другой менее удачливой публике, сидящей поблизости. Так вот за подобные фантики и пакеты все было слито вокруг. К слову и сейчас мало, что изменилось. Помню недавний дикий восторг, на всех новостных лентах, о том что Металлика спела песню Цоя на русском языке в Лужниках. Визжали все. Мой друг, побывавший на концерте, рассказывал как он рыдал... Интересно, рыдали бы американцы, всей страной, если б "Кино" в своих гастролях по Америке, вдруг исполнила Металлику на английском или им было бы все равно... Много позже Балабанов попробует вернуть уважение к отечественному в своих фильмах, противопоставляя героев (любящих пирожки и русский хор) их антиподам(кола, порно, макдональдс). Но об этом как нибудь в другой раз. Интересно, почему у Балабанова в фильмах не звучит Цой?

фото с просторов интернета
фото с просторов интернета