Найти тему

Годзилла и память об атомных бомбардировках в японском обществе.

Оглавление

1. Травмы памяти

Если с Вами произошло какое-то несчастье или Вы преодолели трудную ситуацию, то, если она действительно была трудной и стоила Вам много пота и крови, Вы не будете её обсуждать с другими людьми. Хотя сама по себе эта ситуация может Вас очень беспокоить и сыграть важную роль в Вашей жизни. Так, например, хорошо известно, что фронтовики не очень любили рассказывать о войне. Помню, в школе к нам на классный час пригласили ветерана. Точно не помню, какой это был год, примерно вторая половина 90-х. Нам было интересно с ним поговорить, но его ответы были очень короткими, рассказ о том или ином случае из его службы умещался в пару фраз. Схоже описал встречу с другим ветераном в своём классе мой брат. Позже, когда я приехал в Питер в середине двухтысячных, снимал комнату у бабушки-блокадницы и уже пытался получить от неё воспоминания о блокаде. Она тоже много не рассказывала. Только курила много и сказала, что курит как раз со времён блокады. Мать научила её с сестрой курить, чтобы немного заглушить чувство голода. Зинаида Васильевна (так её звали) бросала курить, но после смерти мужа снова начала. Такие травмы памяти бывают не только у людей, но и у целых наций. Воспоминания об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки относятся именно к таким событиям.

Ядерное дыхание Годзиллы. Кадр из фильма.
Ядерное дыхание Годзиллы. Кадр из фильма.

2. Как нации бороться с травмой?

Это было настолько страшно, что японцы толком не могли понять, как это начать обсуждать, как об этом начать говорить друг с другом? Просто забыть об этом невозможно. Нельзя сделать вид, что этого не было. Говорить об этом открыто тоже не получается. Слишком больно. Конечно, не стоит думать, что Исиро Хонда, режиссер первого (вышедшего в 1954 г.) и многих последующих фильмов о Годзилле, сознательно хотел дать возможность своим соотечественникам обсуждать атомные бомбардировки японских городов. Сама идея о монстре, пробудившемся в глубинах мирового океана из-за испытаний атомных и водородных бомб была заимствована японцами у американцев. Согласно легенде, сотрудник кинокомпании Toho Томоюки Танака впечатлился фильмом «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (1953 год, режиссёр Эжена Лурье). Танака обратился к Хонде с предложением снять похожий фильм. Так появился Годзилла. Огромный монстр, появившийся из-за атомного оружия, излучающий радиоактивный луч, уничтожающий японские города, губящий людей тысячами… Японцы наконец получили возможность иносказательно, сублимировано обсуждать свою травму. Так работают своего рода предохранительные механизмы в культуре.

(По материалам: Бойм С. Будущее ностальгии. М., 2019. С. 101).

Если вам понравилась эта публикация, поддержите её «лайком» и подписывайтесь на канал "Урок истории".

Также Вам могут быть интересны публикации:

1) Как американцы на Нюрнбергском процессе предлагали главному советскому обвинителю "бизнес"

2) Что сказал Сталин, когда Жуков доложил ему о самоубийстве Гитлера?