Существует множество финансовых показателей для оценки инвестиционной привлекательности акций различных эмитентов. Одним из наиболее простых и популярных является мультипликатор «P/E» (Цена/Прибыль). P = price (Market Capitalization); E = earnings (Net Income). P/E можно рассчитать через отношение цены акции эмитента к годовой чистой прибыли на акцию (Price/EPS) либо при помощи общей капитализации, деленной на совокупную годовую прибыль (Market Capitalization /Net Income).
Для чего вообще нужны финансовые мультипликаторы?
Как возможно сравнить инвестиционную привлекательность двух компаний из одного сектора, но с разным числом акций в свободном обращении? Именно это и позволяют нам осуществить коэффициенты «переоцененности/недооцененности», одним из которых является P/E.
Когда мы говорим о фундаментальном анализе, то провести «базовую» оценку финансового состояния эмитента возможно всего за несколько минут при помощи мультипликаторов. Такой метод отнюдь нельзя назвать точным или достаточным, однако общее представление о компании составить можно.
Разделив капитализацию эмитента на его годовую прибыль, мы получим стоимость компании, выраженную в числе прибылей. P/E = 10 означает, что компания стоит 10 годовых прибылей – теоретически вложения инвестора должны окупиться за 10 лет. Много это или мало? А вот тут в дело и вступает сравнительная оценка. Сами по себе отдельно взятые величины мультипликаторов не значат практически ничего, ведь 10 годовых прибылей для компании, которая растет более, чем на 100% в год (к примеру, Zoom Video) и для уже достигшей стадии зрелости (к примеру, AT&T) – это совершенно разные значения с точки зрения «стоимости».
Рассмотрим P/E на реальном примере
Капитализация Сбербанка сейчас равна 4,3 трлн руб., а чистая прибыль за 2019 год = 845 млрд руб. Это означает, что годовой P/E Сбербанка = 4,3 трлн руб. / 845 млрд руб. = 5,09.
Капитализация ВТБ сейчас равна 454 млрд руб., а чистая прибыль за 2019 год = 202 млрд руб. Это означает, что годовой P/E ВТБ = 454 млрд руб. / 202 млрд руб. = 2,25.
Итак, ВТБ стоит всего 2,25 годовых прибыли, а Сбербанк «целых» 5,09. Чем ниже показатель P/E, тем дешевле стоит компания. Может показаться, что ВТБ более чем в 2 раза привлекательнее для инвестора в сравнении со Сбербанком, однако в реальности это далеко не так. А все из-за недостатков каждого отдельно взятого мультипликатора.
В следующий раз мы рассмотрим преимущества и недостатки P/E, способы его расчета, а также практическое использование.
Читайте также:
Как не разориться на бирже? Правила
Крадут ли российские брокеры акции и деньги клиентов?
Ключевая ставка и ее влияние
Оригинал статьи опубликован на сайте: Essence of markets