Арабы поколения Y намного более городские, грамотные и светские, чем их родители. Благодаря тому, что они активно пользуются интернетом, культурная разница между разными арабскими странами размывается.
С каждым годом в менталитете арабов всё сильнее чувствуется влияние Запада, ведь в арабских странах, как и во всем мире, смотрят голливудские фильмы, слушают американскую музыку, а некоторые даже интересуются просветительскими проектами вроде Ted Talks и Coursera. Раньше на Ближнем Востоке было запрещено всё, что считалось непристойным по исламским меркам, или несло бунтарские идеи. Теперь запретить что-либо невозможно — любые материалы можно найти в интернете.
В отличие от предыдущего поколения, арабские миллениалы политически активны. Технологии приучили их не просто потреблять информацию, но вовлекаться в её распространение и обсуждение, мыслить более критически. В результате всего выше сказанного, арабы чаще протестуют и бросают вызов диктаторам своего региона, иногда успешно.
Благодаря анонимности люди стали более честно обсуждать такие острые темы, как отношения между полами и религия. Это не значит, что в арабском мире стал популярен атеизм, но отношение к вере у нового поколения гораздо более либеральное. Молодое поколение считает, что религия должна быть личным выбором и не должна навязываться на государственном уровне и переплетаться с политикой. Во многом это реакция отторжения по отношению ко всякого рода запрещённым организациям, творящим беззаконие под религиозными лозунгами.
Общество всё ещё остаётся очень консервативным. На одну зарегистрированную в Facebook арабку приходится два араба, что говорит о том, что женщины стараются быть незаметными даже в сети. С другой стороны, никогда раньше такое количество арабских женщин не заявляли о себе, своём мнении и интересах публично.
Образованность и прогрессивность поколений Y и Z подрывает авторитет предыдущих. Современные дети рано понимают, насколько ограничены знания их родителей. У них есть возможность в два клика проверить суждения родителей, или найти ответ на вопрос, с которым не справились родители. Это подрывает основы общества, в котором веками считалось, что родители всегда знают лучше, как жить их детям, на ком жениться и как поступать.
Расстановка сил в отношениях между полами тоже меняется, пусть очень медленно и со скрипом. У женщин появились возможности реализовывать свои таланты, и некоторые из них оказались успешнее мужчин из своих же семей.
Антрополог Фахра Грэм рассказывает историю Заки и Закии, брата и сестры из рабочего района Каира. Заки позволяли свободно перемещаться по району, выполняя поручения. В 7 лет он начал работать неполный день, а после 7-го класса ушёл из школы. Родители думали, что мальчик со временем бросит гулянки с друзьями и будет вести ответственную, трезвую жизнь. Станет, так сказать, «кормильцем». Но из-за его малообразованности его возможности были ограничены.
Напротив, всё детство и подростковые годы Закию держали дома и не позволяли покидать окрестности. Пару раз брат даже побил её за то, что она ушла гулять слишком далеко и вернулась слишком поздно. Закия усердно училась, поступила в вуз, и в 20 с лишним лет получила хорошую работу как надсмотрщик на фабрике в районе среднего класса.
Закия стала покупать одежду в ТЦ, а не на рынке. Благодаря образованию её финансовые возможности и мобильность увеличились, а у её брата — упали. В будущем Закия, скорее всего, выйдет замуж и родит от 1-го до 3-х детей. Образованные горожанки гораздо тщательнее подходят к планированию семьи и меньше рожают. Это помогает им поддерживать уровень жизни среднего класса.