В своих прошлых статьях, в частности «Хартия невольности» или Рассказ о суде с оператором по вывозу мусора» (https://www.9111.ru/questions/777777777888140/) я касался вопроса деятельности регионального оператора по обращению с отходами – ООО «Хартия». Мы с Вами рассмотрели такие вопросы: проблему судебных споров с ними, посмотрели основание их деятельности (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (изменения и дополнения 15.09 и 15.12 2018 г.) (далее Постановление об обращении с ТКО), проанализировали форму договора с региональным оператором, утвержденную Постановлением об обращении с ТКО.
Казалось бы, все рассмотрели по данной теме, и поняли, как работает региональный оператор, и откуда у него такие возможности. Но вот что мы не брали так это очень простой и понятный вопрос – оплата услуг. Да, именно, оплата услуг. И что тут может быть интересного, скажете Вы дорогие читатели? А тут есть некоторые интересные детали, которые все вместе с головой выдают задумку авторов «мусорной революции», а именно быстрое обогащение. Но обо всем по порядку.
Итак, о чем в первую очередь потребитель может узнать, когда собирается начать взаимодействовать с региональным оператором по обращению с отходами? Естественно это квитанция на оплату оказанных услуг. Посмотрим, что там написано об оплате и порядке расчета за услугу. Итак, раздел «Обращение с ТКО»: первая колонка – долг/аванс на начало периода в руб.; вторая - объем услуг; третья – единица измерения, метры квадратные: четвертая – тариф на оказ. услуг, руб.; пятая – размер повышающего коэффициента; шестая – начислено в руб.; седьмая – перерасчеты в руб.; восьмая – оплачено, руб. и девятая – итого к оплате в руб. Все просто и четко. Или не все? Сразу у потребителя, который получил такую квитанцию, складывается впечатление, что оплата за ТКО производится из расчета площади жилого помещения (вторая и третья колонка), в сочетании с тарифом (четвертая колонка) на оказанные услуги.
Далее любознательный потребитель захочет увидеть договор на оказание услуг по обращению с ТКО, которые носит характер публичного договора и должен быть заключен с каждым обратившимся. Однако, заключать такой договор региональные операторы не спешат, т.е. напрямую с потребителем, только через управляющие организации и иные уполномоченные организации. Почему так? Дело даже не в том, что данные договор заключился со всеми потребителями автоматически. Дело в содержании договора, точнее в п. 5 этот пункт договора на оказание услуг по обращению с ТКО (форма утверждена Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 г. № 1156) содержит срок и порядок оплаты по договору: «Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: 739,67 руб. за 1 куб. метр». Заметьте, ни слова об общей площади жилого помещения.
Ну вот и оно, первое не соответствие: стоимость в платежке и стоимость, указанная в договоре ни то что не тождественны их вообще соотнести невозможно. В платежке как я указывал, есть столбик о тарифе на оказанную услугу в рублях, но там значится (актуально для г.о. Балашиха) цифра 5,36 руб. А в договоре стоит тариф в размере 739,67 руб. Почему так? Почему так мы поговорим позднее, сейчас же запомним это обстоятельство и перейдем к следующим нестыковкам.
Помните, в платежке стоимость складывалась из вышеназванного тарифа и общей площади, как мы предположили, жилого помещения. Откуда эта колонка. Ведь в типовой форме договора речь об общей площади не идет. Там четко сказано про тариф в размере 739,67 руб. за куб. метр. И вот второе несоответствие. Договор, который предназначен к заключению с потребителями нарушает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее закон о зпп), а именно п.2, статьи 10, в которой говорится о предоставлении полной и достоверной информации об услуге, в том числе ее полной стоимости. В нашей ситуации о полной стоимости услуг потребитель даже не догадывается и, естественно, что региональные операторы не хотят ничего потребителю разъяснять.
Таким образом, выявленные нами несоответствия позволяют делать сумму расчёта стоимости услуг за вывоз ТКО максимально «непрозрачной», так как в договоре с потребителем кроме тарифа больше нет никаких коэффициентов.
Так откуда взялась общая площадь жилого помещения при расчёте стоимости услуг за ТКО, да еще и тариф в размере 5,36 руб.? Этот вопрос требует развернутого ответа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» п. 148(30) Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилами. Вот так новости вздохнет потребитель. Нигде и никто, разъясняя порядок оплаты за услуги по обращению с ТКО, не упоминал об этом приложении. Однако, данную формулу ООО «Хартия» и другие операторы используют без информирования потребителя и все у них не возникает проблем.
И что же там в формулах? Во-первых, там их 8, в зависимости от переменных. К примеру:
1. Номер 9(1): Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле;
2. Номер 9(2): Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
3. Номер 9(3). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров.
Сама формула 9 (1) такова:
где:
- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно этот пункт и нарушает региональный оператор – тариф законный 739 руб. за куб. метр вывезенного мусора, но они вводят свой тариф в размере 5,36 руб. с кв. метра площади помещения.
Формулы на любой вкус и цвет, хочешь от общей площади, хочешь от количества постоянно и временно проживающих. Но вот Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» указано, что применению подлежат тарифы по формулам 9(3), 9(4) (в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров) и 9(6) (в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании объема вывезенных контейнеров) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Таким образом, Постановление Правительства РФ не разрешило вопрос – а какой тариф применятся? Тариф применяется, исчисляемый исходя из общей площади, или исходя из количества постоянно и временно проживающих? И все молчат. Никто об этом у ООО «Хартия» не спрашивает, а если кто-то и спросит то не получит ответа. Также этого не замечает ФАС РФ, Роспотребнадзор, Прокуратура РФ.
Еще один момент, вышеуказанные формулы 9(3), 9(4) и 9(6) применялись, как я уже отметил на основании Постановления Правительства, но их применение носило временные характер, до утверждения нормативов накопления ТКО. И сейчас эти формулы должны быть заменены на формулы, в которых будет учитываться нормативы накопления ТКО (нормативы утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ), т.е. указанные выше формулы: 9(1) и 9 (2). (формулы будет снова две для жилых помещений и одна для нежилых в составе МКД). И снова это не решает главный вопрос - кто выбирает формулу: из расчёта на людей или на площадь? Это вопрос естественно риторический, выбирает ООО «Хартия».
Но почему же 5,36 руб. с квадратного метра, а не 7 руб. или 10 руб.? Первое у разных муниципальных образований по-разному, а второе – этот тариф утверждает сам региональный оператор! В обход закона и Постановления Правительства об обращении с ТКО и Постановления Правительства о предоставлении коммунальных услуг, правовых актов Правительства МО региональный оператор решил, что рассчитывать по формуле указанной на верху из расчета 739,67 руб. за куб. метр при годовом объеме накопления ТКО в размере 0,087 квадратного метра площади не выгодно и придумал свой тариф с квадратного метра. Данный вывод подтверждается журналом Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО, в котором черным по белому написано, что «расчет по формуле (указанной выше – авт.) производится на основании тарифа регионального оператора». Все об этом знают, и никто ООО «Хартия» не трогает.
Так вот откуда берутся несоответствия договора по обращению с ТКО и платежки. Ни в одном из этих документов не указана ни формула расчета, ни ссылка на Постановление Правительства об оказании коммунальных услуг.
И теперь главные выводы. Тот, кто эту реформу отходов писал, человек был умный. И все он или они написали хорошо, только, как всегда в мелочах ошиблись специально или нет, но это факт. Во-первых, они совершенно неправильно указали стоимость услуг, забыв о формулах из Постановления Правительства на оказание коммунальных услуг. Или им хотелось, чтобы формулы были неизвестны потребителю, чтобы можно было их менять по-своему усмотрению. Но факт в том, что такое положение в договоре нарушает права потребителя на полную и достоверную информацию, которое влечет, в том числе, и возможность применения к исполнителю неустойки, так как не предоставление полной и достоверной информации предоставляет потребителю те же права, что и обнаружение в товаре недостатков (п. 2 ст. 12 закона о зпп). Но на это можно пойти было, так как выгод больше, а потребители и не узнают об этом, а узнают так в суд не пойдут и т.д. Во-вторых, нет никакой связи между договором и платежкой на оплату услуг. Данное нарушение вытекает из первого. Никто связь эту с самого начала налаживать не собирался. Все сделано было, только для того, чтобы потребитель был максимально дистанцирован от реального расчёта регионального оператора за услуги по обращению с ТКО. В-третьих, помните о тарифе в размере 5,36 руб. в квитанции и 739,67 руб. за куб. метр в договоре, так вот второй тариф из договора это тариф утвержденный Правительством МО, он для фасада, т.е. для указания его в договоре, так как он единственный утверждённый. А вот тариф в размере 5,36 руб. из квитанции это тариф, утвержденный самими региональным оператором, как мы уже установили, его нет ни в одном нормативном правовом акте РФ. Именно так и обстоит дело. Сам региональный оператор утверждает тариф для расчета оплаты своих услуг, который должен утверждаться субъектом федерации, и вписывает его в платежку абсолютно безнаказанно.
Вот такая грустная история. И напоследок. Когда представитель ООО «Хартии» объяснял, почему люди должны платить с общей площади, он сказал, что это решит вопрос с теми, кто не проживает в своей собственности. Ни какого упоминания о формулах.
P.S. Но плохо не все. ВС РФ начинает постепенно обращать внимание на данную проблему, хотя бы в части отказа операторов заключать прямые договоры с потребителями (Решение ВС РФ 29.04.2020 г. № AKПИ 19-128). Есть уже решение, которое вскрывает схему, указанную выше, но пока оно одно мне известное. Также в арбитражной практике появляются некоторые положительные для управляющих компаний и отрицательные для региональных операторов решения. Кому нужны такие решения, пишите в сообщениях, скину.
И последнее. Знаете сколько споров у ООО «Хартия» в арбитражный судах? Более 800 за полтора года! Как, Вы, понимаете дорогие читатели, такое количество означает, что в ООО «Хартия» не все в порядке. Однако, как указано выше, с использованием своего незаконного тарифа в платежках (от 5 до 7 руб. в г.о. Балашиха), а не утвержденного Правительством РФ и указанного в договоре (739,67 руб.) ООО «Хартия» увеличивает прибыль почти в 10 раз, так как по их расчетам, Вы должны платить примерно 400 руб. в месяц, а по закону примерно 500 руб. в год.
Вот так они заработали свой миллиард и уже не один.
Я надеюсь, мы с Вами их немного шатнем. Спасибо за ваше время.