Леметр П. Тщательная работа: роман / Пьер Леметр; пер. с фр. Р. Гренкиной. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014, 384 с.
Как уже не раз отмечал ваш покорный слуга, знакомство с каждым новым автором происходит абсолютно индивидуально, но в том пути, который ты проходишь по направлению к конкретной книге с соответствующей фамилией на обложке, есть свои закономерности. Начнем с того, что мотивом по поиску текстов месье Леметра стала реплика его коллеги Франсуа Тилье, заметившего, что и детективные произведения получаются порою выдающимися произведениями литературы и даже получают премии. Так в сознание автора этих строк проникла имя и фамилия Пьера Леметра и его роман «Там, наверху», удостоенный Гонкуровской премии в 2013 году.
Текст был прочитан. И он оказался больше не детективом, а скорее повествованием о нравах, царивших на галльской сторонке после окончания первой мировой бойни. Захотелось узнать: а каковы детективы Леметра в классическом, так сказать, исполнении. Подумано – сделано. И вот уже открыта первая страница романа «Тщательная работа», написанного в 2006 году и изданного в России в году 2014-м. Эпиграф сразу настроил на некую невообразимую игру со смыслами и аллюзиями. Итак: «Писатель – это человек, который тасует цитаты, убрав кавычки». Ролан Барт.
По сути, в этом – вся концепция романа, имеющего немало литературных отсылок к собратьям по детективному жанру. Перечень упомянутых прямо и косвенно имен значителен и с трудом поддается воспроизведению. Однако для сюжета книги он имеют сюжетообразующий смысл. Ибо когда комиссару Камилю Верховену приходится расследовать кровавое преступление с «расчлененкой», то ему в голову приходит оригинальная версия. Суть ее заключается в том, что маньяк-преступник организовал преступление (и не одно) в соответствии с описанием аналогичного выдуманного случая в детективном романе не самого первого ряда. Несомненно, что фамилия главного героя прямо указывает на источник вдохновения французского автора. Это голландский режиссер Пол Верховен с его «Основным инстинктом».
А дальше по тексту намеки и прямые указания будут всплывать на страницах постоянно. Литература в «Тщательной работе» - не столько источник полицейского вдохновения, сколь сложносочиненный контекст для поиска преступника, который оказывается ей далеко не чужд. А мы все еще рассуждаем о том, что книги никто не читает. Оказывается, не только читают, но и сочиняют. Да еще как! Жизнь в подобной ситуации становится лишь декорацией для инсценизации выдумок автора. В том числе, и самого Пьера Леметра, который не стесняется вписывать свой текст в общую французскую культурную традицию, придумав главному герою рост в 145 сантиметров вследствие непоправимой травмы детства. Тулуз-Лотрек оказывается, конечно, рядом, тут как тут. А еще возникает мотив любви Камиля и Ирен, его супруги ждущей ребенка. А затем рядом оказывается продажная пресса, вынюхивающая все, что можно и нельзя.
В какой-то мере Леметр создал на страницах романа краткую энциклопедию опасностей и сложностей любого расследования французской полиции, уже знакомого автору этих строк по романам его коллег - Тилье и Гранже. Здесь впору вспомнить и о том, что объединяет главных авторов галльских криминальных игр в формате детектива. Это, во-первых, экзотика и кровавые подробности преступлений в духе натурализма Эмиля Золя, а, во-вторых, избыточная психологичность описаний эмоций всех без исключения персонажей с беглыми замечаниями относительно состояния их внешности. Перефразируя известную фразу, заметим: нет работы вреднее полицейской.
Острота эмоций в романе Пьера Леметра гарантирована. Также как и несбывшиеся ожидания благополучной развязки. Все-таки у нас в руках – образец детектива в формате «нуар». Здесь уже нуар так нуар! И все же автору хватило смелости выявить и покарать руками комиссара Верховена и его коллег злодея. Однако литературный нюх подсказал Леметру прием, характерный в целом для мировой детективной литературы: продолжение приключений уже знакомого читателям персонажа. За этим текстом последовали романы «Алекс», «Свадебное платье жениха», «Рози и Джон».
Судя по «Тщательной работе» острые ощущения при прочтении этих книг гарантированы. Дело за малым: сходить в библиотеку или книжный магазин, чтобы они оказались в читательских руках. Интересно: а какой цитатой Пьер Леметр начнет свой следующий роман о Камиле Верховене?
Сергей Н. Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru