Причина возникновения фейковых новостей не всегда очевидна - например они могут создаваться своими авторами абсолютно бесцельно ради юмора. Например юмористический сайт The Onion, или российский ИА Панорама, который блистает своими заголовками. Но как и на любом законопослушном сайте, который не пытается выдавать вой юмор за реальные события, на сайте ИА Панорама есть предупреждение, что все опубликованные на сайте "новости" - это юмор и полностью вымышленные произведения.
И с одной стороны, такой абсурдный юмор (именно юмор) не запрещен законом: так например любые даже самые абсурдные слова могут появляться в наименованиях ООО.
Но иногда фейки могут запускаться с целью нанести как прямой урон выбранной жертве, так и косвенный урон. В качестве примера можно вспомнить недавнюю "новость" про якобы найденные истории болезней пациентов Коммунарки.
Как с этим бороться? Существует 2 действенных метода, которые могут работать только в связке. Поэтому было бы логичным назвать их не отдельными методами, а 2 частями одного подхода.
Первая часть - это глобальная система контроля за публикациями в социальных сетях. Да это не просто. да для этого понадобятся серьезные технологии и мощные дата центры, позволяющие обрабатывать огромный объем информации (bigdata). Но это позволит купировать такие новости в самом начале их распространения, не позволив нанести сколь бы то ни было серьезный вред.
Что важно - такая технология уже существует и применяется на базе АНО "Диалог", благодаря которой ряд фейковых новостей уже было выявлено и обезврежено, не получив широкого распространения.
Но фильтрация уже опубликованного контента должна осуществляться в купе с правильным и корректным восприятием. Поэтому вторая часть - это самообразование для того чтобы как можно большее количество людей могло отличать фейковые новости от реальных событий.
Я часто встречал в ленте у своих друзей в соцсетях ссылки на откровенные фейковые ресурсы содержание гарантированно фейковые новости. При этом, такие вековые новости репостились в социальных сетях но с формулировками позволяющими понять что человек попросту не осознает что новость фейковая. При этом на самом деле достаточно наличия минимальных компетенций, в том числе общебытовых, чтобы распознать в этих публикациях фейк.
Это касается и журналистов, которые желая оседлать волну хайпа иногда могут не проверив печатать фейковую информацию со ссылкой на посторонний источник. Понятно что они потом когда разберутся уберут эту запись, но как говориться процесс будет уже запущен.
И тут, для понимания всех рисков фейковых новостей, важно вспомнить "закон толпы, он же "закон 5%", объясняющий, что при наличии не менее 5% согласных с определенной идеей последователей, среди остальных 95% начинает запускаться автосинхронизация, что может привести к любым самым неожиданным и негативным последствиям. Именно поэтому с распространением фейковой информации надо бороться всеми возможными методами.