6 лет назад на востоке Украины произошла катастрофа пассажирского Боинга-777 Малазийских авиалиний, рейс МН17 Амстердам - Куала-Лумпур. Все, находившиеся в самолёте пассажиры и члены экипажа (298 человек), погибли. В первые же дни после падения самолёта появилась версия о том, что он был сбит, поскольку на обломках планера имелись характерные следы от поражающих элементов боевой части ракеты. Несколько позже было установлено, что данные повреждения могли быть получены только при подрыве в непосредственной близости от авиалайнера боевой части ракеты ЗРК "Бук" (не буду вдаваться в модификации данного изделия). Кроме того, при тщательном осмотре поражающие элементы БЧ именно этой ракеты были найдены среди
обломков и в телах погибших. Теоретически, самолёт мог быть сбит ЗРК двух стран - Украины и России, что определённо следует из географического места катастрофы. Остальные государства, имеющие на вооружении такую технику, находятся на расстоянии, значительно превышающем максимальную дальность её боевого применения.
Пропаганда сторон конфликта стала наперебой обвинять друг друга в варварском, немотивированном убийстве. В этой пропагандистской войне обычному обывателю очень трудно отделить непреложные факты от их интерпретации, что я и хочу попробовать сделать языком, понятным обыкновенному человеку, неспециалисту в области авиации и средств ПВО. Там, где фактов не хватает, буду использовать логику и здравый смысл. Имеете что-то в этом возразить (типа - говно твоя логика), пишите комменты. Итак, что известно точно.
1. В момент катастрофы на территории, над которой пролетал МН17, велись военные действия. С использованием боевой авиации и средств ПВО. Напомню, что к этому моменту ВВС Украины уже потеряли несколько машин разных типов, которые сбиты были явно не из рогатки. В частности, штурмовик СУ-25 довольно тяжело сбить даже ПЗРК (переносное зенитное оружие), если пилот опытен, а стрелок не имеет большого навыка использования подобного вооружения. Не верите мне, спросите у знакомых летунов.
2. Прежде, чем оказаться на месте катастрофы, Боинг пересёк всю Украину с запада на восток. Несколько гражданских диспетчерских зон и зон ПВО. То есть, украинские военные точно знали, что за объект виден на их радарах.
3. Средства ПВО применяла только одна из конфликтующих сторон, а именно самопровозглашённые республики (условно), поскольку второй стороне (ВС Украины) применять их было незачем, не было, так сказать, объектов для применения.
4. Лайнер был сбит ракетой "Бук", что доказано полностью, но ясности касательно виновника не добавляет.
Собственно, всё. Фактов в открытом доступе больше нет. Предоставленные российской стороной данные радаров подвергнуты сомнению в части их подлинности. Состряпать липу по нашим временам - нефиг делать. Так же, как и эти идиотские результаты компьютерного и полунатурного моделирования. И то, и другое с лёгкостью подгоняется под заранее заданный результат. По той же причине вызвали бы недоверие непредоставленные фотоматериалы американской спутниковой разведки. Могли бы только запалить время пролёта соответствующих спутников в этом районе. Прежде, чем перейти к логике и здравому смыслу, пара слов о ЗРК "Бук". Советская разработка 70-80-х годов, неоднократно модернизированная в постсоветской России. Достаточно надёжная система в своей нише при условии, что её использует обученный персонал, т.е. взаимодействие между компонентами - главный радар-командный пункт-пусковая установка - осуществляется слаженной командой. При всём уважении к шахтёрам, их тяжёлому и опасному труду и волевым качествам, обучить по-быстрому этому делу не выйдет. Подай-принеси - ещё так-сяк, но командовать на всех компонентах системы должны кадровые военные с подготовкой именно по этому профилю. Далее здравый смысл.
1. Как ни цинично это звучит, но ни одна из сторон конфликта (Украина, Россия, ЛДНР) никакой политической выгоды из этой трагедии не извлекла. Наоборот, проиграли все. Украина, как минимум, из-за того, что не закрыла гражданские коридоры полётов над этой территорией. Россия, вероятно и скорее всего, как непосредственный виновник катастрофы. Республики, поскольку из-за них весь сыр-бор. Странно, что нет претензий к руководству авиакомпании, которая эксплуатировала Боинг. Информация о военном конфликте, применении там средств ПВО, была в открытом доступе, включая ю-туб. Лично видел ролик, где зенитная ракета попадает в АН, украинский самолёт-разведчик, он несколько минут борется за живучесть, после чего падает.
2. Ошибочная атака со стороны ПВО Украины исключена (см. факт 2), только преднамеренное сбитие. Зачем? Если они виноваты в любом случае?
3. Сбить по ошибке, приняв гражданский лайнер за самолёт ВВС Украины (разведчик, транспортник, тяжёлый бомбардировщик, что соответствовало бы примерному размеру и параметрам полёта - высота, скорость) вполне могло "ополчение" под руководством специалистов из России. Не утверждаю, что на тот момент они были кадровыми военными, там вообще трудно разобрать - кто где.
А вы как думаете, кто сбил МН17?