Найти тему
Пугачевское время

Надо ли воспитывать ребенка честным и добрым?

После развала великой страны на смену идеологии равенства, братства и коллективизма пришла философия потребления. Нам вбивали в головы, что быть бедным плохо, а богатым хорошо. В итоге нравственные ценности сменились материальными. Нас превратили в заложников своих земных страстей. Всего за пару десятилетий мы растеряли понятия добра, любви к ближнему, патриотизма, сочувствия и милосердия. Зато зависть и корысть напитали наши души.

Фото из открытого доступа сети Интернет
Фото из открытого доступа сети Интернет

Все происходящее напоминает тщательно спланированное действо, направленное на разложение каждой отдельной личности и, как следствие, общества в целом. И это почти получилось. Но, если мы начинаем задыхаться от бездуховности, значит, не все потеряно.

В 2010 году я брал интервью у мэтра советского и российского телевидения И.Л. Кириллова. Задал вопрос: Как его религиозное воспитание уживалось с коммунистической реальностью? На что Игорь Леонидович ответил:

– Я всегда считал, что не только в дикторской профессии, а в человеческом плане нельзя лгать и лицемерить. В «Моральном кодексе строителя коммунизма» так или иначе изложены все библейские заповеди, кроме первой. Поэтому мне было легко.

Если не политизировать, то постулаты коммунизма и христианства похожи. Поэтому, как говорится, бог велел строить жизнь на таких ценностях, как честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, взаимное уважение, забота о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и так далее.

Сегодня много говорят о патриотизме, что его нужно возрождать, воспитывать у подрастающего поколения со школьной скамьи. Помните, как это делалось в советской школе? Музеи боевой славы, встречи с ветеранами, возложение венков к братским могилам, уроки мужества, тимуровское движение. Особую роль играли примеры пионеров-героев, молодогвардейцев, комсомольцев.

А с кого нынешним школьникам брать пример? С одной стороны, они видят своих бабушек и дедушек, живущих на нищенскую пенсию, родителей, едва сводящих концы с концами, с другой – чиновников-хамов и депутатов в часах за два с половиной миллиона рублей, полицейских с квартирами, полными ворованных денег… Наверху этому попустительствуют и одновременно говорят о патриотизме. Это по определению несовместимые вещи. Пока власть не очистится от всей этой мерзости и скверны, которой она пропитана до мозга костей, никакая государственная программа воспитания подрастающего поколения не поможет.

В советское время физкультура и спорт финансировались из государственного и профсоюзного бюджетов, кооперативных средств и собственных доходов физкультурно-спортивных организаций. Юные спортсмены не ездили на соревнования за свой счет, а их тренеры не ходили с протянутой рукой по спонсорам.

Еще в СССР был народный контроль. Он вел борьбу с бесхозяйственностью, расточительством. Его комитеты имели массу полномочий от проверки финансовой деятельности до рекомендаций по освобождению от должности нерадивых начальников. Такой контроль непременно бы заинтересовался, например, насколько уместны в условиях жесткой экономии миллионные траты на покупку иномарки для главы района, нет ли коррупционной составляющей при продаже земли в трех метрах от многоквартирного дома…

Раньше старшим в транспорте уступали место, женщин пропускали вперед, пожилым помогали донести сумки, не грубили взрослым, заступались за маленьких и слабых.
Сейчас наглость и хамство стали показателями личностной крутости молодого индивидуума. Авто с включенной на всю громкость музыкой, нецензурная брань, вместо разговорной речи, причем как из уст юношей, так и представительниц противоположного пола (язык не поворачивается назвать их прекрасными).

Гниль сверху капает вниз и заражает все вокруг себя. Мы пытаемся спасти своих детей, подсовывая советские книжки и фильмы, объясняя на пальцах, что такое хорошо, а что плохо.

Но при этом ловим себя на мысли: а надо ли все это? Вот вырастет мой ребенок честным, добрым, отзывчивым человеком… И как он сможет жить в мире, где его будут стараться обмануть, кинуть, развести, предать? На что я обрекаю свое чадо, воспитывая его как воспитывали нас в советское время? И ответа на этот вопрос нет, как и надежды на когда-нибудь светлое будущее.

С. Аристов