Снова неожиданная тема для траура. Свадьба. Точнее, траур невесты.
Почему неожиданная? Да потому что практически каждая девушка мечтает выйти за замуж. Когда не за кого - это проблема, когда есть за кого, но он не зовет - это проблема еще больше. Но чтобы позвали замуж и горевать - это что-то из ряда вон.
А между тем, у нас до 1917-го года траур невесты был нормой во всех сословиях. Сейчас расскажу, зачем он был нужен и как проходил.
На самом деле траур для новобрачной начинался еще до свадьбы. Она прощалась с родительским домом, с матерью, с привычным укладом жизни. Самыми тяжелыми были 3 дня до свадьбы. В них невеста практически не спала, ее оплакивали как молодку, как девушку, как дочку, а также собирали приданное и подгоняли венчальный наряд. Не просто так и девичник был вечером накануне свадьбы. И так уставшую без сна и отдыха невесту, которую со всех сторон оплакивают "от батюшки с матушкой забирают", "в чужую семью уйдешь", "а вдруг муж злой будет", окончательно доводят подружки со своими унылыми песнями и страхами замужества.
По итогу невеста на утро венчания находилась уже в полубессознательном состоянии, слабо понимая, что с ней происходит, кто и что она.
На это и были рассчитаны предсвадебные обряды. Ведь после первой брачной ночи на ментальном уровне должна как бы умереть незамужняя девушка с фамилией отца и родиться замужняя женщина с фамилией мужа.
После первой брачной ночи начинался уже некий совместный траур пары. У нас он называется сейчас "медовый месяц". А тогда молодоженов считали немного "потусторонними". Потому что они были либо в помутнении от страсти и влечения друг к другу, либо пытались хоть как-то примириться с немилым партнером по браку и начать с этим жить. Особенно непросто оно давалось жене. В то время большинство девушек выходили замуж девственницами, им нужно было время привыкнуть к новому состоянию в теле, пережить потерю невиновности, осознать, что она теперь в близости с мужчиной так, что ближе уже некуда. На всё это уходил месяц. Точнее, 40 дней.
Потом год новобрачная жила в семье мужа, приспосабливалась к их укладу, училась новой роли жены, ходила под свекровью, возможно, даже беременела. И всё это без общения с родительской семьей. Впервые после свадьбы дочь видела мать и отца через год. Вот она и година.
После года совместной жизни траур по свадьбе считался закрытым. Пару больше не называли молодоженами, они теперь считались просто супругами.
Женщина обычно уже готовилась к новой важной роли в своей жизни - стать матерью.
В следующем посте о трауре по покойному.
Оформление: "Сватовство майора" П. А. Федотова