Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию заключительную часть виртуальной экскурсии по четвертому участку Новодевичьего кладбища, расположенного на старой территории. Начнем мы с осмотра захоронения одного из величайших певцов в истории мировой оперы.
Шаляпин Федор Иванович (1873-1938)
Человек, не нуждающийся в особом представлении.
Великий русский певец (бас). Всемирную славу получил еще до революции, но и Советская власть его своим вниманием не обделяла. В 1918 году он Первым в нашей стране получил звание Народный артист Республики.
Родился Ф.И Шаляпин в Казани в семье мелкого чиновника. С детства увлекался театром и пением. Мальчиком пел в архиерейском хоре.
В 1891 году присоединился к труппе артистов оперетты гастролировавших по России.
В 1892-94 годах проживал в Тифлисе где сначала брал уроки оперного мастерства у Д. А. Усатова, а затем выступал в местном оперном театре. Там же впервые исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно) и Мельника («Русалка» Даргомыжского), ставшие в последствии его «визитными карточками». В 1895 был принят в труппу Мариинского театра, где однако находился на вторых ролях.
Всероссийская слава пришла к Шаляпину после того, как он начал петь на сцене «Московской частной Русской оперы» Савы Мамонтова.
С 1899 пел в Императорских Большом и Мариинском театрах одновременно, а также гастролировал по России.
В 1901 с триумфом выступал в Италии (в театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принёсшие певцу мировую славу. Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907—09, 1913, Париж) как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова.
После победы Октябрьской революции 1917 Шаляпин участвовал в строительстве новой театрально-музыкальной культуры. В 1918 был художественным руководителем Мариинского
театра, в 1919 избран в его директорию. В сезон 1918—19 участвовал во многих спектаклях, а также концертах для рабочей и красноармейской аудитории.
В 1922 отправился на длительные зарубежные гастроли по Европе и США, взяв с собой семью.
После того, как в Париже дал концерт весь сбор от которого направил в фонд помощи детям погибших офицеров русской армии подвергся травле в советской прессе, был лишен, советского гражданства и звания Народный артист республики.
Умер в 1938 году от лейкоза. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.
В 1984 году прах певца земли русской, был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Место первоначального захоронения Ф.И. Шаляпина в Париже так же сохранилось.
Кроме самого Федора Ивановича на Новодевичьем кладбище похоронены его дети.
На втором участке старой территории похоронен его сын Игорь (1899-1903), скончавшийся в возрасте 4 лет.
В 1978 году рядом с братом упокоилась актриса
Шаляпина-Бакшеева Ирина Федоровна (1900-1978)
На 10-м участке похоронена
Шаляпина Татьяна Федоровна (1905–1993)
Дочь Ф. И. Шаляпина и итальянской балерины Иоле Торнаги.
После революции покинула Россию и поселилась в Италии. В 20-х годах прошлого венка играла в театральной труппе Татьяны Павловой.
Жила в Германии, Франции, США, Италии. В 70-х—90-х годах неоднократно приезжала в Москву для участия в различных мероприятиях, посвященных её отцу.
Скончалась 15 февраля 1993 года в Москве, куда приехала по случаю празднования 120-летия со дня рождения Федора Ивановича.
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948)
Советский кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939).
Один из отцов основателей советского кино. Его имя навсегда вошло в историю не только советского но и мирового кинематографа, а фильм «Броненосец Потемкин» до сих пор входит в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
Кроме «Броненосца» снял картины "Стачка" (1924) ", "Октябрь" (1927), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1944), "Бежин луг" (1935 - фильм не сохранился).
Прожил достаточно короткую жизнь. Многие кинокритики до сих пор уверенны , что что жизнь ему значительно сократила травля поднявшаяся против него в после выхода второй части «Ивана Грозного».
Дело в том что историческая концепция, предложенная Эйзенштейном, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет. 4 сентября 1946 года ЦК ВКП (б) приняло постановление резко критикующее вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» за искажение русской истории и образов ее деятелей.
Автору было в категорической форме предложено переработать картину.
В итоге фильм вышел на экраны только через лет после кончины автора, покинувшего этот мир 11 февраля 1948 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (4 уч.).
Юткевич Сергей Иосифович (1904-1985)
Еще один мэтр советского кинематографа. Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974).
В годы Гражданской войны он работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя.
В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда.
Будучи студентом, вместе с С.М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».
В 1928 году Юткевич возглавил Первую кино мастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет.
Как один из видных советских режиссёров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы: «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год.) В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве.
В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм»( Киностудия имени Горького).
В годы Великой Отечественной войны снимал «Боевые киносборники». Наиболее яркая работа того периода «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 года Юткевич стал вести режиссёрскую мастерскую во ВГИКе.
После войны совмещает работу в кино с режиссёрской деятельностью театре Сатиры.
Наиболее заметные фильмы того периода «Рассказы о Ленине» и «Ленин в Польше».
В 1970 году снимает советско-французский фильм «Сюжет для небольшого рассказа», который повествует об отношениях, Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой которых сыграли Николай Гринько и Марина Влади.
Так что можно сказать, что Сергей Иосифович, в некотором роде способствовал браку Марины Влади и Владимира Высоцкого, потому что именно в период её пребывания на съемках в СССР их отношения, носившие до этого характер случайных эпизодических встреч переросли в глубокий роман закончившийся женитьбой.
Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981).
Скончался знаменитый кинорежиссёр 23 апреля 1985 года. Похоронен на 4 участке Новодевичьего кладбища.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики, наша экскурсия по участку номер четыре, завершена, но впереди нас ждет ещё очень много интересного.
Буквально завтра мы с вами начнем осматривать участок №5 один из самых «густонаселенных» интереснейшими людьми, о каждом из которых можно написать отдельную книгу.
А пока спасибо всем кто меня читает и до новых встреч.