Найти тему

Путь действенного служения

▪️ В череде выдающихся иерархов, занимавших в послевоенные годы Саратовскую кафедру, без всяких сомнений, должно быть названо имя епископа (впоследствии митрополита) Гурия (Егорова). Правда, служил он в Саратове недолго — немногим более полутора лет, с января 1953 по июль 1954 года, однако деятельность его оставила в жизни епархии заметный след, подкрепленный, если можно так выразиться, деятельностью его ближайшего ученика и друга — архимандрита, впоследствии митрополита Иоанна (Вендланда), который был в то время настоятелем Духосошественского собора города.

Владыка Гурий. 1949 год. Фото иеромонаха Иоанна (Вендланда)
Владыка Гурий. 1949 год. Фото иеромонаха Иоанна (Вендланда)

▫️ Напомним вкратце биографию владыки Гурия (1891–1965), чтобы был понятен контекст публикуемых далее документов. В основных чертах она похожа на биографии ряда других крупных церковных деятелей этого поколения: приход к церковному служению не из традиционно духовной семьи (первоначально юношу готовили к предпринимательской карьере), высшее духовное образование (Санкт-Петербургская Духовная Академия), яркая церковно-общественная активность в годы накануне и после октябрьского переворота и, как следствие, аресты, ссылки (в 1922-м на три года — в Коми и Туркестан), лагеря (с 1929 по 1933-й — на строительстве Беломорско-Балтийского канала).

▫️ Однако есть здесь и необычное: в годы самого жестокого террора иеромонах Гурий сумел не просто выжить, но и сохранить небольшую, стойкую общину последователей и вне ведома властей продолжать буквально ежедневное церковное служение. При этом к каким бы то ни было ответвлениям «обновленчества» либо к «катакомбной» церкви он никогда не склонялся, а служение свое вел «келейно» — в домашних храмах, созданных им в подвалах частных домов на окраинах Ташкента и Ферганы, по благословению находившегося там в бессрочной ссылке знаменитого митрополита Арсения (Стадницкого), в 1918 году — митрополита Новгородского и Старорусского, одного из трех кандидатов на патриаршество, а потом — преданного помощника патриарха Тихона, много раз подвергавшегося арестам, высланного в Туркестан и с 1933 года носившего титул митрополита Ташкентского и Туркестанского. В 1945 году патриарх Алексий вызвал будущего владыку Гурия в Москву, назначив его наместником Троице-Сергиевой Лавры: архимандрит Гурий и открывал служение в ней на Пасху 1946 года, и начинал собирание братии. В том же 1946 году он был хиротонисан во епископа Среднеазиатского и Ташкентского, вернувшись таким образом в хорошо ему известный и любимый им край. Ташкентскую кафедру владыка Гурий занимал до 1953 года, после чего последовал ряд стремительных перемещений: Саратов, Чернигов, Днепропетровск, Минск, Ленинград. Наконец, в ноябре 1961 года владыка стал, по собственному прошению, митрополитом Симферопольским и Крымским, наследовав эту кафедру от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), с которым был близко знаком еще в довоенные годы в Ташкенте.

▫️ В последнее время вышел ряд работ, в которых освещаются личность и деятельность митрополита Гурия (Егорова). Собственно, начало воссозданию памяти о нем положил упомянутый выше митрополит Иоанн (Вендланд), опубликовав очерк «Владыка Гурий» (в Ярославле в 1999 году, очень маленьким тиражом). Затем надо назвать превосходные работы Сергея Зегжды, сначала печатавшиеся в периодике, а позже вошедшие в его книги о митрополите Иоанне и об Александро-Невском церковном братстве, книгу Эльвиры Меженной о митрополите Иоанне, где впервые увидели свет связанные с владыкой Гурием материалы личного архива, а также опубликованные недавно письма епископа Афанасия (Сахарова) и письма его многочисленных корреспондентов, документы епископа Сергия (Никитина) и проч. Однако самостоятельной большой работы о владыке Гурии пока не создано.

▫️ Публикуемые далее документы относятся главным образом к ташкентскому периоду жизни владыки Гурия. Они сконцентрированы вокруг одной темы — уставность церковной службы, в том числе в певческом ее выражении. Тема эта была для самого владыки одной из главных, и, чтобы понять истинное ее значение, ту настойчивость, с которой владыка обращался к ней в любых условиях своего служения, необходимо хотя бы вкратце вспомнить исключительно интересную историю петербургского Александро-Невского братства, одним из создателей и руководителей которого он стал в молодые годы.

Слева направо: иеромонах Лев, иеромонах Гурий, иеромонах Иннокентий. 1916 год.
Слева направо: иеромонах Лев, иеромонах Гурий, иеромонах Иннокентий. 1916 год.

▫️ С одной стороны, появление многочисленных церковно-гражданских образований, разного рода «братств», «сестричеств», «общин» и проч. — характерная черта послереволюционных полутора десятилетий. Их возникновение было во многом связано с решениями Поместного Собора, по которым инициативе мирян предоставлялось гораздо больше прав в церковной жизни, нежели это было ранее. С другой стороны, Церковь, лишившаяся государственной поддержки, стала нуждаться во всесторонней опеке и защите ее членов, и едва ли не каждый храм — в заботе о нем прихожан.

▫️ Далее процитируем известного петербургского историка М. В. Шкаровского:

▫️ «8 марта 1918 года возникла <…> организация, на основе которой через год окончательно сложилось Александро-Невское братство. Это был созданный при Лавре молодежный кружок, включавший в себя монахов и мирян обоего пола. Уже в январе 1918 в государственных школах, несмотря на протесты многих родителей, прекратилось преподавание Закона Божия, и лаврские монахи стали уделять большое внимание работе с молодежью и детьми, стремясь воспитать их в православном духе. Создали и возглавили кружок три молодых иеромонаха, каждый из которых в дальнейшем стал известным церковным деятелем, — Иннокентий (Тихонов) и братья Гурий и Лев (Егоровы). Будущие руководители братства были очень близки по духу. Их сближала строгость канонических взглядов, неуклонное следование учению святых отцов в сочетании со стремлением не оставаться в стороне от общественных проблем и нужд. Живым руководством по спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола Иакова: Вера без дел мертва (Иак. 2, 26). <…> После своего окончательного оформления Александро-Невское братство стало быстро расти и в начале 1920 года достигло численности 70–100 человек». В дальнейшем число членов братства еще более увеличилось, и, несмотря на разного рода репрессии (так, только по «делу Александро-Невского братства», заведенному ОГПУ в 1932 году, было арестовано более ста человек), оно расширяло круг своей деятельности, создавая самостоятельные небольшие общины, жившие в миру по монастырскому уставу, и свои хоры, певшие в разных храмах Ленинграда и его пригородов.

▫️ Главным вдохновителем и воспитателем братских хоров был епископ Ладожский Иннокентий, специалист по литургике и церковной археологии, окончивший не только Санкт-Петербургскую Духовную Академию, но и Археологический институт (с дипломной работой по древнерусским церковным облачениям). Именно по его инициативе был введен в братстве порядок службы, максимально приближенный к уставному. О любви епископа к древнему пению могут свидетельствовать его письма к членам братства из ссылок.

▫️ Так, в 1926 году владыка Иннокентий сумел передать на волю целое послание, адресованное «возлюбленным моим во Христе сестрам и ученицам по церковному пению: регентшам инокиням Вере и Анастасии и регентам Лидии, Лидии и Нине», где воспел пламенный гимн традиционному пению:

▪️ «Знайте, что в простоте вашего пения, как обычного, так и нотного (обиходного), нет ни одного звука мирского, светского, там все глубоко народное, вышедшее из недр воспитавшегося церковным духом народа, там все истинное церковное, там нет ни одного звука человеческой страсти и чувственности, там все свято, чисто и бесстрастно.

▪️ Знайте, что в том пении вы соединяетесь с Церковью, вы соединяетесь и с православным народом. Помните, что, держась истинного народного пения, вы всегда сможете исполнить святоотеческий церковный устав. Между тем опыт показывает, что введение партесного пения всегда связано с урезыванием устава и пренебрежением к нему, что чем музыкальнее хор, тем более он пренебрегает уставом.

▪️ Вы хотите идти в пении? — Изучайте догматики, задостойники, подобны, самогласны, праздничные Евангельские стихиры, все прокимны, аллилуарии, ирмосы, проникайтесь духом знаменного пения, добейтесь его — воодушевленного, стройного, отчетливого, — отчетливого, но и, когда надо, мягкого исполнения. Возьмитесь за это. Материала для работы и радости от успеха и благодарной пользы хватит в этой деятельности на всю вашу жизнь, и, если вы останетесь на этом истинно церковном пути, вас благословят истинно церковные люди и будут смотреть на вас как на благодетельный пример. Если же станете на путь хоров мирских, вы будете одним из множества заурядных хоров. Вспомните постоянное благожелание и благословение вам нашего Владыки [митрополита Вениамина], любившего вас за православие и уставность ваших служб и за церковность вашего пения. Хотите ли сохранить на себе его благословение? Сохраните в том, в чем вы были нами утверждены. Вспомните одобрение вашему пению, высказанное вам первостепенным знатоком богослужебного чина и церковного пения Преосвященным митрополитом Арсением Новгородским. Будьте достойны этого одобрения и в будущем. Знайте, что вас слушал и не находил слов для одобрения уставности и церковности наших служб один из мировых ученых и первоклассных знатоков богослужения и богослужебного устава, православнейший и благочестивейший по жизни человек, почивший профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев» .

Настоятель Саратовского Духосошественского собора архимандрит Иоанн (Вендланд) с членами церковной "двадцатки". Март 1956 год.
Настоятель Саратовского Духосошественского собора архимандрит Иоанн (Вендланд) с членами церковной "двадцатки". Март 1956 год.

▫️ К этому письму при его перепечатке митрополит Иоанн сделал важное примечание:

▫️ «Взгляды на церковное пение, изложенные в этом письме Епископом Иннокентием (Тихоновым), сперва полностью разделялись Митрополитом Гурием (Егоровым); когда Митрополит Гурий получил епархию, он допустил в своем Соборе так называемое партесное пение, но строго следил за его характером».

▫️ К сказанному можно добавить: строгое пение по квадратной ноте практиковалось и в храме Киновии Александро-Невской Лавры, где иеромонах Гурий был настоятелем в период между двумя своими ссылками, то есть между 1925 и 1929 годами, и в хоре которого пели студент Константин Вендланд и школьник Александр Хархаров — будущие владыки Иоанн и Михей. Такое пение практиковалось и в домашних храмах в Ташкенте и Фергане, куда к иеромонаху Гурию приехали упомянутые выше и другие его духовные дети и где часто регентовала уважаемый всем населением этих городов доктор — Елизавета Вендланд, в будущем монахиня Евфросиния, старшая сестра Константина.

▫️ Как именно это пение осуществлялось, можно прочесть в воспоминаниях владыки Иоанна:

▫️ «…В киновийском хоре поощрялось пение по квадратным нотам, когда все голоса поют в унисон. Квадратные ноты были совершенно необходимы за Литургией для исполнения различных Херувимских песен, «Милость мира», задостойников, а также прокимнов. <…>

▫️ Все остальное… пелось просто по гласам, и бас мог петь мелодию. Но, впрочем, допускалось некоторое разделение на голоса: альт пел на терцию ниже, чем сопрано, а иногда выводил басовые фиоритуры».

▫️ Конечно, при начале послевоенного епископского служения епископ Гурий столкнулся с совсем иной действительностью — с огромной территорией Среднеазиатской епархии, на просторах которой долго бушевало «обновленчество» и «самостийное» священство, с массой неотложных проблем всякого рода: остро недоставало храмов, священников и церковнослужителей, богослужебных книг, облачений, утвари. Но вопрос уставности был им поставлен сразу — прежде всего на примере своего кафедрального храма, то есть ташкентского Александро-Невского собора. В Бюллетене по епархии № 6 (1948) читаем под рубрикой «Руководство Епископа жизнью Кафедрального Собора»:

▪️ «Ввиду того, что Успенский Кафедральный собор в гор. Ташкенте должен, как Кафедральный, служить образцом для Епархии, преосвященный Владыка Гурий лично руководит сторонами его церковно-приходской жизни.

▪️ Под руководством Епископа Гурия проведена переделка внутренней части Успенского Собора и постройка крещальни. В те дни, когда к ремонтным работам привлекался верующий народ, Епископ Гурий лично присутствовал и участвовал в работах.

▪️ Богослужебный устав Собора руководится непосредственно Епископом.

▪️ Надо отметить, что богослужение в Ташкенте до сих пор сохранило те благородные традиции, которые привил ему покойный Митрополит Арсений, в бытность свою митрополитом Ташкентским, а также Архиепископ Борис [Шипулин]. К этим традициям относится выполнение хором всех или почти всех стихир, пение на два лика, часто с канонархом, гласовые распевы обиходного характера. Епископ Гурий поддерживает и развивает эти традиции. Опытный регент правого хора Собора К. Д. Приселков охотно шел навстречу этим желаниям Епископа.

▪️ По двунадесятым и великим праздникам все стихиры на всенощной исполняются строго антифонно, то есть поются правым и левым ликом поочередно. Правый хор хорошо готовится к службе и поет стихиры на глас без канонарха, четко донося до молящихся каждое слово песнопения. Левый хор поет с канонархом. Многие в народе поют с левым хором.

▪️ Регент правого хора под руководством Епископа выбирает те духовно-музыкальные произведения, напев которых имеет более молитвенный характер, на гласы, принятые в церкви, «Свят Господь Бог», аллилуия поются знаменным роспевом в гармонизации Соловьева. В исполнении второго гласа Бахметевский роспев заменен более богатым по мелодии и близким к обиходному роспеву вторым гласом в гармонизации Соловьева, намечен такой же переход и для других гласов.

▪️ Все больше прививается общенародное пение. За литургией Символ веры исполняется в настоящее время по всей Епархии общим пением. Каждое воскресенье по вечерам в Кафедральном Соборе служится вечерня, которая вся проводится народным пением.

▪️ После вечерни служится Акафист и затем Епископ ведет продолжительную беседу об основных вопросах христианской жизни и веры».

▫️ В том же Бюллетене иеромонах Иоанн (Вендланд) следующим образом описывает богослужения в соборе в Великий пост:

▪️ «В Успенском соборе в 1947 и 1948 годах не служили Пассий. Такое созерцание искупительного подвига, крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, какое предлагается Церковным Уставом на Страстной седмице, не выносилось в богослужебной практике Собора за рамки этой недели.

▪️ По воскресным вечерам Великого поста, когда обычно в некоторых приходах совершаются Пассии, молящимся Собора предлагались последования молебных пений, рассчитанные на то, чтобы усилить в человеческой душе чувство сокрушения о своих грехах, молитву о познании своих грехов, об их прощении, об исправлении жизни. Молебны были покаянной подготовкой к встрече Страстной седмицы, гармонирующей со всеми богослужениями четыредесятницы.

▪️ Проводимые чины молебных пений рассчитаны на возможно большее участие народа в совершении богослужения через общенародное пение.

▪️ Поскольку эти чины молебнов характерны тем, что, имея структуру, в точности отвечающую общепринятой уставной структуре полного молебна, они содержат много известных народу молитв для пения или простых, быстро запоминающихся припевов.

▪️ Хор также участвует в молебне и поет более сложные ирмосы, стихиры или псалмы.

▪️ Значение таких молебнов огромно. Возможность каждому человеку толпы принять активное участие в богослужении привлекла в храм очень много молящихся. Некоторые говорили, что теперь они не будут ходить к баптистам, потому что и в православном храме можно петь.

▪️ Как видно из чина молебна, народ поет все, что возможно.

▪️ Уже после начального Трисвятого народ поет «Отче наш», затем он поет все общеизвестные тропари или краткие припевы.

▫️ Еще один замечательный документ того же времени — созданная владыкой Гурием и опубликованная в Бюллетенях памятка под названием «Работа псаломщика»:

▪️ «В составе причта псаломщик занимает младшее место. В то же время значение псаломщика для небольших храмов — очень большое.

▪️ В крупных храмах имеется диакон, поет налаженный хор, имеющий регента; из среды молящихся находятся опытные чтецы и певцы, которые образуют левый хор. В таких храмах псаломщик нужен на буднях и на требах на дому. А на праздничных богослужениях он должен, главным образом, руководить пением левого лика, чтецами и порядком богослужения (Уставом).

▪️ Неизмеримо большее служение лежит на плечах псаломщика в небольших храмах и молитвенных домах.

▪️ Все пение, все чтение, даже обслуживание алтаря лежит в таких приходах на ответственности псаломщика. Счастлив священник, у которого псаломщик знает богослужебный Устав, хорошо читает, знает гласы и честно и заботливо относится к своим обязанностям.

▪️ Мало знаний, требуется желание применить их к делу, усердие и забота о добром исполнении богослужения.

▪️ Можно все знать и понимать, но не применять к делу.

▪️ Мучительно трудно служить священнику, который чувствует во всем равнодушие и леность своего псаломщика, нежелание псаломщика правильно исполнять в богослужении все то, что лежит на псаломщике.

▪️ Главная трудность работы псаломщика заключается не в знании своего дела, а в том, что всегда, во всем, во всех требах и будничных службах он должен быть неослабно усерден, благоговеен, заботлив, без небрежности, без механического исполнения обрядов, так, чтобы верующие, слышащие его чтение и пение, были утешены.

▪️ Только что отслужена торжественная всенощная под большой праздник.

▪️ Псаломщик старался выполнить все возможно торжественнее. Молящиеся разошлись удовлетворенные. В храме осталась одна женщина. Она скорбит и тоскует. Несколько дней тому назад она похоронила любимого ребенка. Она просит отслужить в тени опустевшего храма панихиду, чтобы помолиться, поплакать, чтобы в церкви найти утешение.

▪️ Слова людские ей не помогут, только молитва соединит ее таинственными нитями с потерянным ребенком. А священник и псаломщик устали. Они спешат домой к семье. К тому же им нужно подготовиться к завтрашней торжественной Литургии, нужно убрать алтарь, заправить лампадки и т. д. и т. д. Облачение, сосуды, ноты… Да разве мало забот по храму! Невольно хочется сказать: “Придите завтра, у нас сегодня много дела — сами видите!”

▪️ А тут одна скорбящая душа… только одна. Но какой грех будет на священнике и псаломщике, если они не поймут ее скорби, если или откажут, или небрежно, торопливо и комкая совершат панихиду… Быть может, плачущая мать не скажет ни слова укоризны, но всегда она будет помнить бесчувственность духовных лиц и, читая в Евангелии слова Христовы о том, как ветхозаветный священник и левит, посмотрев на израненного разбойниками, прошли мимо, не оказав помощи, — эта женщина невольно вспомнит равнодушные слова и пение в тот предпраздничный вечер…

▪️ Итак, слова молитвы, исходящие из уст псаломщика во время богослужения, должны быть всегда согреты пониманием того, что он читает или поет.

▪️ Псаломщик является руководителем клироса.

▪️ Ведь регент правого хора почти никогда не знает порядка службы и не имеет понятия о том, что богослужение должно дать цельное впечатление, в котором чувствовалось бы, какой именно праздник мы празднуем.

▪️ Например, праздник Рождества Христова должен внушить верующим, что Бог пришел на землю, что Он — “с нами”, за это от нас Богу вечная “слава”. Псаломщик должен через хор и чтения передать народу основную мысль праздника и заставить почувствовать то, о чем говорит то или другое праздничное богослужение.

▪️ Священнику хватает дела в алтаре. Да и не совсем прилично священнику в облачении выходить на клирос. Псаломщик руководит клиросом. И как говорят теперь, работа псаломщика должна быть «культурной», то есть осмысленной, разумной, с предварительной подготовкой.

▪️ Ведь не будет разумной работа псаломщика, если он затратит много времени на подготовку Рождества Христова трудного «Ныне отпущаеши», а забудет о праздничных припевах на 9‑й песни, где так прекрасно восхваляется Рождество Христово.

▪️ Из сказанного ясно, что псаломщик должен быть подготовленным к своей работе, знающим и настроенным.

▪️ Знать он должен порядок богослужения, то есть Устав, должен знать гласы и безошибочно и вразумительно читать по-славянски.

▪️ Гласы, то есть церковные напевы восьми вариаций, не всегда исполняются правильно, по строгим, так сказать, образцам церковным. Например, второй глас тропарного распева («Пречистому Твоему образу») поется и одной строчкой, и четырьмя. Пение одной строчкой является искажением, недопустимым упрощением законного церковного напева. Законом в нашей Русской Церкви считается Обиход нотного пения.

▪️ К сожалению, в нашей Средне-Азиатской Епархии мало псаломщиков (или исполняющих обязанности псаломщика), хорошо знающих богослужебный Устав, гласы и даже безошибочно читающих по-славянски.

▪️ Но от псаломщика требуется еще и другое: личные добрые свойства.

▪️ И священство, и верующие высоко ценят трезвого, скромного, вежливого, исполнительного, заботливого в своей работе псаломщика. Поэтому нередко настоятель и Церковный Совет просит Епископа не присылать и не назначать им псаломщика со стороны, удовлетворяясь и ценя монахинь, которые, обладая указанными свойствами, вполне удовлетворяют требованиям.

▪️ По этим же соображениям Ташкентский Епископ Гурий назначает псаломщиков на приходы только в исключительных случаях, обычно же представляет настоятелям постараться найти псаломщика среди своих прихожан.

▪️ Однако Епископ не может относиться равнодушно к недоброкачественной работе этих псаломщиков (в отношении чтения, пения, чина службы и порядка на клиросе).

▪️ Уровень их работы дает тон всему богослужению. Иногда вразумительное, ясное, безошибочное прочтение одного только Шестопсалмия украшает всю всенощную.

▪️ Епископу приходится и на местах, и в Ташкенте проверять степень подготовленности и желающих быть псаломщиками, и уже работающих на этом поприще.

▪️ Псаломщик должен быть ответствен за клирос. А для этого он должен быть подготовлен теоретически (знание Священной истории Ветхого и Нового Заветов, истории Церкви и Богослужебного устава) и подготовлен практически (хорошее безошибочное чтение славянского текста, умение быстро разбираться в Уставе и твердое знание гласов) и иметь письменное ручательство настоятеля, известного Епископу, за устойчивость добрых нравственных качеств псаломщика (трезвость, скромность, вежливость, аккуратность, исполнительность).

▪️ Еще должно указать на одну важную обязанность псаломщика: наблюдение за благоговением и порядком на клиросе (или левом лике).

▪️ Отсутствие суетливости и шума на клиросе во время богослужения, подготовленные богослужебные книги с заложками на соответствующих местах и ноты, молитвенное настроение у самого псаломщика — все это является необходимым условием умилительной, доходящей до сердца службы.

▪️ Только обладание всеми перечисленными качествами дает право на звание штатного псаломщика.

▪️ Штатный псаломщик должен быть назначен (или утвержден) указом от Епископа и имеет право на известную долю братской кружки.

▪️ Если всем этим требованиям удовлетворяет лицо женского пола, она может быть по представлению настоятеля назначена исполняющей обязанности штатного псаломщика».

▫️ Подобные требования выдвигались владыкой Гурием и в других местах его епископского служения. Так, в книге диакона Димитрия Пономаренко «Епископ Стефан (Никитин)» приводится относящийся уже к 1957 году похожий документ под названием «Обязанности регентши монастыря и уставщицы», адресованный Свято-Тихвинскому женскому монастырю в Днепропетровске.

▫️ Возвращаясь к вопросам певческим, можно заметить следующее.

▫️ То обстоятельство, что в Александро-Невском братстве, из которого выросла вся деятельность митрополита Гурия, существовало столь строгое понятие о стиле церковного пения, было связано прежде всего с идеологическими мотивами очищения церковной жизни, но также и с высоким уровнем образования, в том числе эстетического образования, его создателей и руководителей (среди членов братства были как рабочие, так и университетские профессора). Важно то, что они осмысливали возвращение к старинному пению не как дань прошлому и само это пение не как самоценную «архаику». Хотя некоторые из членов братства могли петь не только по квадратной ноте, но даже и по крюкам (например, настоятель храма Киновии после ареста владыки Гурия — иеромонах Сергий, сын известного композитора Сергея Ляпунова), эстетического самолюбования в отношении и к пению, и к уставу братчики тщательно избегали.

▫️ В последние десятилетия часто говорится о расцвете русского церковного пения в начале ХХ века, о достижениях Нового направления, о талантливых регентах и композиторах, о прекрасных хорах. Все это верно. Однако была у расцвета и иная сторона, которая тоже отражена в документах того времени и которая особенно сильно дала о себе знать после 1917 года. Полный произвол, царивший в 1920‑х годах в этой области, вызывал неоднократно протесты — и архиереев, и священнослужителей, а иногда и прихожан. Предлагались разные меры по преодолению безоглядной «концертности» пения, самоуправства регентов, старост церковных советов и проч. Например, другим, нежели в братстве, подходом было стилистическое выстраивание пения за той или иной службой путем заранее продуманного и безусловно заранее одобренного священнослужащими ее «репертуара». Памятником подобного подхода может служить хотя бы деятельность (уже в послевоенные годы) архиепископа Сергия (Ларина), собственноручно отбиравшего подходящие композиции и составлявшего репертуары для регентов (см. о нем: Православие и современность. 2013. № 28).

▫️ Как видно и из публикуемых документов, и из разных воспоминаний и писем, иеромонах Гурий, став архиереем, должен был искать «средний» путь. Одним из решений могло стать введение — хотя бы частичное — всенародного пения за службой, и такие опыты им предпринимались, но не всегда и не везде это было возможно. Кроме того, даже при самой благоприятной обстановке, какая была в Ташкенте, это не отменяло присутствия хорошего хора, и в отчете о деятельности ташкентского собора речь идет и о мастерстве регента, и о выборе более церковной гармонизации роспевов (предпочтение отдается Дмитрию Соловьеву в сравнении с гармонизацией Николая Бахметева, вышедшей из стен Придворной капеллы, — что, безусловно, справедливо). В другом сохранившемся тексте — «Беседе, сказанной митрополитом Гурием в вечер воскресный 23 августа 1959 года в кафедральном соборе в городе Минске» — владыка, рассказывая прихожанам о своем посещении одесской резиденции патриарха Алексия в Успенском монастыре, говорит:

▪️ "Перед Преображением всенощную в Кафедральном Соборе совершал Святейший Патриарх с участием Владыки Бориса Одесского [Вика] и меня, а также было много духовенства. Это была величественная служба. Масса народа, прекрасное пение не только правого хора, но и левого. Затем торжество самого служения — все это поражало всех и радовало".

▫️ Можно быть уверенным, что служба в одесском соборе исполнялась совершенно иначе, чем было принято когда-то в братстве, что и «концертность» там присутствовала вместе с авторскими композициями; следовательно, вопрос был в мастерстве исполнения, в его соответствии стилю соборного богослужения.

▫️ Другой подобный пример находим в письмах к владыке Гурию епископа Иоанна (Вендланда) в 1959 году, когда ему довелось служить в том же соборе: «Хор пел почти все те вещи, которые так любимы нами», — пишет он. И в том же году из Москвы, после службы в Елоховском соборе с пением Патриаршего хора:

▪️ «В субботу 29 августа и воскресенье 30 августа я стоял в алтаре кафедрального Елоховского собора и, может быть в первый раз, слушал там всенощную и вообще службу простую, но с хорошим хором. Надо сказать, что впечатление — самое прекрасное. Пение не потеряло своей строгости, но приобрело звучность и красоту, а выбор песнопений был почти такой, какой сделали бы Вы.

▪️ Отец протопресвитер [Николай Колчицкий] служит очень серьезно, благоговейно и великолепно. <…> Мне было очень радостно убедиться в том, что Патриарший кафедральный собор — действительно образец уставности и пения. Слова ирмоса: “возопит Тебе бездна с веселием” можно вполне отнести к басам елоховского хора, рычащим, подобно грому из бездны, широко разинувшей свою громадную пасть».

▫️ Последнее замечание очень характерно для владыки Иоанна: и для его прекрасного чувства юмора, и для любви к музыке как таковой — любых жанров и любых эпох, которой он не изменял в течение всей своей долгой жизни.

▪️ Слово, сказанное владыкой Гурием на выпускном акте Саратовской духовной семинарии 30 мая 1953 года в дни болезни у него дома ▪️

▪️ Вы пришли сюда ко мне по окончании вашего последнего экзамена. Очень дорого то, что по окончании Семинарии вы прежде всего пришли к православному Епископу.

▪️ Вы пришли не ко мне, а к православному Епископу, и этим свидетельствуете свое православное убеждение, что без Епископа нет Церкви.

▪️ Кончилось ваше учение в Духовной семинарии, и вы готовитесь вступить в жизнь. Надеюсь, что почти все вы будете вскоре священниками. И если отложите свое вступление на пастырское служение, то только для приобретения больших богословских знаний. И поэтому позвольте мне приветствовать вас со вступлением на служение на ниве церковной.

▪️ Вы будете окружены людьми частью верующими, а кроме того, и многими неверующими. Связывает ли что-нибудь нас с людьми, равнодушными к вере? Да. Это ведь сыны и дочери одной Родины, одной великой Отчизны. Все они служат посильно для ее блага. И вы, вступив на путь церковного служения, должны сознавать, что ваше служение есть служение русскому народу. Но больше всего вы будете иметь дело с людьми верующими. Они ждут от вас научения в молитве, научения своим примером, своей личной искренней молитвой и благоговейным совершением богослужения по церковному чину.

▪️ Вы должны передать им свою искреннюю молитву, научить их молиться. Это должно быть первой задачей пастыря.

▪️ Также важна другая задача пастыря по отношению к пасомым — научить их жить по-христиански. Пастырь учит свою паству христианской жизни и в своих проповедях, и живым примером в своем личном поведении.

▪️ Я говорю вам то, что вы много раз слышали. Но важно то, чтобы в этот торжественный час, час окончания богословского образования, дали себе слово неустанно и терпеливо служить до смерти делу молитвы и доброй христианской жизни.

▪️ Идите же, дорогие мои, вступайте в путь действенного служения Христу и Его Церкви. Укрепляйте себя на этом пути ежедневным чтением Слова Божия и проверкой себя своей совестью. Аминь.

🗞️ Журнал «Православие и современность» № 33 (49)

✒️ Марина Рахманова