Есть особая категория потребителей искусства, которая из множества смыслов любого художественного произведения выбирает самый поверхностный. Кондовый. Утилитарный.
Про них писали Ильф и Петров, помните о посетителях музеев, которые, проходя мимо искусного фарфора на камине, переживают, что камин -штука невыгодная, слишком много дров уходит.
Они же - обитатели «Вороньей Слободки». Или их потомки.
Трагедия «Ромео и Джульетта» для таких потребителей - сюжет из криминального хроники. «Идиот» - нудная книжка про психа, которому перепало огромное наследство («повезло же дурачку»). «Тихий Дон» - адюльтер с плохим концом: «А не надо было мужа из семьи уводить».
В милой советской рождественской сказке «Ирония судьбы» они видят историю пьющего недотёпы, к тому же мамсика («как можно до 35 лет жить с мамой?»), которому привалило счастье в виде красивой полячки. «Современный Емеля» - так назвала Лукашина одна наша современница.
А в оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» - историю, как успешная женщина попала в сети альфонса, алкоголика и психопата с замашками абьюзера. Это про Гошу, он же Жора, если что.
Не верите? Наберите в гугле названия этих фильмов и получите тонны рассуждений современниц:
«Если бы мне попался Гоша, я б от него бежала, роняя тапки. Он же запойный маргинал. Присосался. Закатывает истерики. Полез драться с подростками. Нарцисс. Замашки, как у падишаха недобитого. Волосы дыбом. Как Катерина могла... Два дня знает и сразу в постель. А все потому, что ей с детства внушали: хоть плохонький, да штаны».
- А вы заметили, как хищно присматривался Гоша к квартире Катерины? - пишет вторая современница, - Ну ещё бы, захотелось из коммуналки выехать.
А знаете в чем прикол?
В том, что Гоша никогда не встретится на пути таких умных и продвинутых зрительниц.
И не потому, что они ему не по зубам.
Не секрет, что каждый писатель пишет о себе. Каждый режиссёр ставит о себе. Каждый актёр играет прежде всего себя. И зритель ищет в любом фильме себя. И чем больше находит созвучного его мыслям, мировоззрению, ценностям, тем больше ему нравится фильм. В этом и цель искусства - в созвучии чувств и эмоций.
Рязанов никогда не скрывал, что снимает кино для интеллигенции и про интеллигенцию. Про свой круг. Про наивных, чудаковатых, нелогичных и в чем-то инфантильных врачей, учителей и прочих служащих. Они у него все, как на подбор - не победители. Не умеют жить. Цепляются за придуманные ими же дурацкие традиции и принципы. Устраивают себе какие-то неприкаянные праздники. Цитируют Пастернака и поют под гитару Цветаеву: «Мне нравится, что вы больны не мной...».
Меньшов снимал фильмы тоже о себе и про свой круг - о провинциальных покорителях столиц и югов. С внутренним стержнем и обостренным, болезненным чувством собственного достоинства.
Женя и Надя из «Иронии судьбы» - люди из одного круга.
И Катерина с Гошей - люди одного круга.
Поэтому они и влюбляются друг в друга с подростковой скоростью, что знают друг о друге все. Свой круг, что там приглядываться, себя и увидишь.
Это для другого круга - круга обитателей «Вороньей Слободки», если мужчина живет с мамой, он не достоин внимания. Или достоин помощи в выживании мамы. Ведь для потомков обитателей «Вороньей Слободки» слово «свекровь» - боевой клич к битве «кто главный на кухне». Они к таким битвам с детства готовы.
Для обитателей «Вороньей Слободки» выпивший мужик - обязательно хронический алкаш, потому в их кругу мужчины - либо завязавшие убежденные трезвенники, либо хронические алкаши, других они не знают.
Для потомков обитателей «Вороньей Слободки» очень важно «сразу поставить себя», «защитить своё личное пространство», «отстоять свои права» и «не дать мужчине помыкать собой». Они научены горьким опытом, что либо муж подкаблучник, либо будет бить и издеваться. В их кругу третьего не дано.
Внучки обитателей «Вороньей Слободки» видят в каждом Гоше, зарабатывающем хоть на копейку меньше, чем они, альфонса. Потому для внучек обитателей Вороньей Слободки брак - это когда один сидит на шее другого. И это должна быть мужская шея. Кака така любовь?
Одна такая внучка обитателей «Вороньей Слободки» написала:
Гоша интуитивно мне не нравился еще с юности. А теперь-то я со всей ясностью понимаю, какая жизнь началась у Катерины в 40 лет... Очень «веселая» жизнь.
Я знаю, что все у Катерины и Гоши будет хорошо. И у Жени Лукашина с Надей будет хорошо (сиквел я не смотрела). И у Новосельцева с Людмилой Прокофьевной все будет хорошо.
Потому что общий круг - это не равное образование или одинаковая зарплата. Свой круг - это одинаковое представление, что такое хорошо. Практически гарантия удачного брака.
Поэтому Гоши, Новосельцевы или Жени Лукашины интуитивно западают только на своих. Тех, кто увидит за их внешней нелепостью, недотепитостью и закидонами человека с таким же пониманием, что такое «хорошо», а что «плохо». Что есть стыдно, и что достойно уважения. А на что просто не стоит обращать внимания.
А потомки обитателей Вороньей Слободки умные, успешные и самодостаточные современницы могут продолжать морщить носики и успешно отшивать алкашей и абьюзеров. К ним такие и липнут. Карма у них такая.