Найти тему

Ночной дежурный в МУРе, часы в засаде и возрождение детективного жанра

К 100-летию писателя Аркадия Адамова

13 июля 1920 года в семье писателя Абрама-Герша Гибса, автора романа «Тайна двух океанов», родился сын Аркадий, пошедший по авторским стопам отца с отцовским-же псевдонимом «Адамов».

ИЖизнь вывела Аркадия на писательский путь на сразу. Защита Родины на подступах к Москве в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения разделила учёбу в МАИ и МГУ, а тяжёлое ранее и увольнение в запас по болезни направляют все его мысли к литературе.

Аркадий ищет свой жанр повестями «Шелехов на Кадьяке», «Василий Пятов» и сборником рассказов «По неизведанным путям». Тема путешествий и приключениях не долго увлекает Адамова. Он совершает решительный шаг: выходит напрямую на начальника Московского уголовного розыска Ивана Парфентьева.

Иван Васильевич Парфентьев, начальник МУРа в 1952...1962 годах
Иван Васильевич Парфентьев, начальник МУРа в 1952...1962 годах
«Прошу вас, товарищ комиссар милиции 3-ранга, предоставить мне возможность изучить изнутри работу уголовного розыска, подготовить на основе собранных материалов литературные произведения и по-новому осветить методы современной милиции по искоренению преступности. Иван Васильевич недолго раздумывал, приглянулся я ему видно. Вскоре пришло разрешение на получение всей нужной информации. Путь открылся»

Адамов погружается в оперативные процессы, его увлекает тонкость розыскной работы, смесь холодной аналитики и смертельного риска, объективность научных построений и логическое соединение малозначительных фактов в единую цепь неопровержимых доказательств.

-3

Он дежурит ночами в МУРе, выезжает на задержания, часами сидит в засаде и начинает мыслить как сыщик, и как преступник одновременно.

-4

Его первая повесть «Дело „пёстрых“» печатается в журнале «Юность». Главный редактор журнала Валентин Катаев отзывается об Адамове не иначе, как об основателе жанра нового советского детектива.

-5

Повесть привлекает внимание МВД: положительный образ сотрудника уголовного розыска оказался очень кстати во внутренней пропаганде неспокойного общества. На киностудии «Мосфильм» режиссёр Николай Досталь снимает одноимённый фильм с Всеволодом Сафоновым в главной роли лейтенанта милиции Сергея Коршунова.

-6

Успех кинокартины вдохновляет Адамов, он до блеска отшлифовывает эталонный облик милиционера и формирует золотой шаблон популярной литературы, где главный герой вступает в непримиримый бой со всем преступным миром, ошибается, но не сдаётся, горячо влюблён в очаровательную девушку, их любовь проходит через испытания и сомнения и непременно побеждает тёмные соблазны: золото, власть, кровь и предательство.