Когда я пришла работать в библиотеку, я была среднестатистической мамой. Читала сыну сказки из сборника "Лучшие сказки для детского сада", лидерами нашего чтения были бессмертный Корней Чуковский и сказки Пушкина. Ну и динозавры - это безусловный фаворит.
Здесь же я обнаружила абсолютное засилье книжек-картинок и странноватых историй. Одним из ранних запросов, выбившим меня из колеи был Груффало, Джулии Дональдсон.
- Какая такая Груффала? - прибегала я к старшим товарищам с выпученными глазами. Они мне объясняли и я бежала назад.
Оказалось, что это прекрасно иллюстрированная история про мышонка, который встретился с совой, лисом и змеей - и напугал их страшным существом, которого сам придумал. А потом он Груффало встретил. И тоже напугал. Потому что не размер определяет храбрость.
Откровением для меня стали книжки-картинки. В них может быть мало текста, а может не быть совсем.
Я представляю себе двух разных детей, кому бы приглянулись такие книжки. Первому три года и он получает удовольствие от частого перелистывания страниц, где картинки сменяют друг друга, а текст соответствует скорости перелистывания. Получается мультик, только его можно трогать, разглядывать и озвучивает его мама. Второму шесть с половиной, он учится читать, а целая прочитанная книга, пусть и состоящая из малого количества слов огромного размера, прибавит ему уверенности и важности. А еще в этих книгах может быть ёмкий и интересный сюжет.
Зачем нужны книги без текста?
Книги с большим количеством мелких деталей и без слов называются Виммельбухи. Это такие огромные иллюстрированные шедевры, созданные для рассматривания, диалога между родителем и ребенком.
Самая известная, это "Городок" Сюзанны Ротраут Бернер.
Популярные замечания родителей маленьких читателей 3-4 лет
- Дайте нам что-нибудь классическое. Например Буратино.
-Мы идем с опережением развития! Дайте Гайдара.
- Здесь мало текста. Совсем нечего читать. Дайте Хоббита.
- Мы вот это зарубежное не будем. Дайте русское.
-Фу, зачем нам картинки, дайте "Незнайку на Луне".
Поясню: Эти родители действительно замечательные и заботливые. Они помнят, что нравилось им самим и хотят поделиться этими эмоциями с ребенком. Но сам текст они читали достаточно давно, и немного подзабыли, все эти вещи лучше читать в школе, а не в детском саду. "Незнайка на Луне"прекрасен, но его детям лучше читать лет в девять - десять, когда уже сформированы некоторые понятия и богатстве и бедности, зарабатывании денег, о хороших и плохих поступках.
Безусловно, всегда есть люди, которые скажут: - "А я своему сыну прочел Хоббита в три, Незнайку в четыре, а в пять мы взяли в руки Тургенева, и он все понял". И это неплохо. Но я надеюсь, что эти дети возьмут эти книги в руки еще раз, и перечитают их попозже, когда придет время.
А пока для них есть веселые книжки картинки, которые можно рассматривать и требовать маму озвучивать их на разные голоса снова и снова. К тому же, в этих книжках может быть достаточно текста. Например "Петсон и Финдус" Свена Нурдквиста.
Антивандальные книжки
Это книги, которые нельзя испортить. Многие родители тревожатся, вдруг они возьмут книгу, а чадо ее испортит? Антивандальные книги испортить нельзя. По крайней мере у меня не получилось. Они не рвутся, не пачкаются, их не портит вода и пластилин. И вместе с этим они продолжают оставаться яркими и привлекательными для детей.
Книжки загадки
Здесь ребенку предстоит угадать, кто прячется за грушей? А кто за бананом? Ребенок дает ответ, вы разворачиваете страничку и оказывается, что за яблоком сидела обезьяна, а за бананом гусь. Книжка позволяет научиться фантазировать, представлять, частью какого животного может быть видимый фрагмент. А еще это очень весело!
Вот так, из мамы, которая знала Пушкина и Чуковского, я открыла для себя новый мир детской литературы. Я по прежнему уважаю этих авторов, а еще люблю множество новых. А Хоббита мы с сыном уже три раза перечитали.
Подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте комментарии, это очень важно для развития канала.
С уважением, Ваша Светлана.