Найти в Дзене

Королева-феминистка

Это была первая такая королева в исламском мире.

Сорайя Тарзи родилась в 1899 году в Дамаске, в Сирии, которая тогда была частью Османской империи. Её отец был афганским писателем, вынужденным когда-то эмигрировать. Но в 1902-м семье было разрешено вернуться в Афганистан.

Семья была не последней в стране, и в 14-летнем возрасте Сорайю выдали замуж за 21-летнего Амануллу, будущего эмира (впоследствии – короля). Больше у него никогда не было жён (мы бы сказали, что он однолюб, а для тогдашнего Афганистана это было что-то невероятное).

Сорайя, королева Афганистана. Лондон, 1928 (ru.m.wikipedia.org, PD-US)
Сорайя, королева Афганистана. Лондон, 1928 (ru.m.wikipedia.org, PD-US)

Не менее диковинным стало поведение Сорайи после коронации мужа в 1919 году. Супруга эмира начала играть большую роль в жизни государства и общества – время было военное, и её часто видели в госпиталях, вместе с мужем в рабочих поездках по стране, на дипломатических приёмах, военных парадах и заседаниях правительства.

Её мать разделяла идеи модного тогда на Западе феминизма, и Сорайя также стала феминисткой. Это выразилось в постоянном стремлении Сорайи к эмансипации «женщин Востока», повышении их роли в жизни общества - тогда ведь афганские женщины были «тенями своих мужей» и никак себя вне дома не проявляли. Подавляющее большинство женщин были неграмотны.

В 1921 году Афганистан получил независимость от Британской империи, и в том же году в центре Кабула начала работу школа для девочек (ей руководили мать и сестра Сорайи). Через несколько лет, после успеха первой школы, открыли вторую. Аманулла-хан обязал государственных чиновников не препятствовать обучению дочерей. Также были открыты женская и детская больницы, и даже выпускался журнал для женщин.

Аманулла-хан, король Афганистана. Кабул, 1928 (commons.wikimedia.org, PD-US)
Аманулла-хан, король Афганистана. Кабул, 1928 (commons.wikimedia.org, PD-US)

В конце 1927 года Аманулла-хан (уже не эмир, а король Афганистана) уехал вместе с женой и свитой в Европу. Они посетили несколько стран, в мае 1928-го побывали в СССР, где были приняты по высшему разряду (ранее Афганистан стал первым государством, признанным Советской Россией). Этот визит стал первым приёмом иностранного лидера в нашей стране после Октябрьской революции (или переворота, кому как больше нравится). Гости посетили Москву, Севастополь и Ленинград (где были размещены в Зимнем дворце).

На протяжении всей поездки Сорайя была одета по-европейски. Больше всего ей нравилось посещать женские организации, школы и больницы. Такое поведение вызвало большой интерес западных стран к Афганистану и его проблемам.

Увы, на внедрение европейского опыта в своей стране у королевы и её правящего мужа времени не хватило. В октябре того же 1928 года Аманулла-хан демонстративно снял чадру с Сорайи и призвал всех афганских женщин сделать так же. Либеральная часть элиты его активно поддержала, но консервативное большинство увидело в этом удобный случай наконец-то покончить с правлением короля-однолюба и его эмансипированной жены.

Была развёрнута повсеместная агитация (с разъяснением, чем же именно правящая чета так не угодна Аллаху), что быстро вылилось в очередной афганский мятеж.

Флаг Афганистана в середине 1928 - начале 1929 гг. (commons.wikimedia.org)
Флаг Афганистана в середине 1928 - начале 1929 гг. (commons.wikimedia.org)

Уже в январе 1929 года Аманулла-хан объявил о своём отречении. Попытка вернуть власть в Кабуле силой (с поддержкой со стороны советского контингента) результатов не принесла, и уже бывшей королевской чете через Индию (тогда часть Британской империи) срочно пришлось удалиться в Европу.

Аманулла-хан умер в швейцарском Цюрихе в 1960 году, а его Сорайя – в 1968-м в Риме. Оба были погребены в мавзолее в Джелалабаде на востоке Афганистана (сейчас это здание осталось единственной сохранившейся в постоянных войнах достопримечательностью города).

Мавзолей Амануллы-хана и королевы Сорайи (1960). Джелалабад, начало XXI века (commons.wikimedia.org, автор: Peretz Partensky,  	https://www.flickr.com/photos/ifl/5774067303/, лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/deed.en, без изменений)
Мавзолей Амануллы-хана и королевы Сорайи (1960). Джелалабад, начало XXI века (commons.wikimedia.org, автор: Peretz Partensky, https://www.flickr.com/photos/ifl/5774067303/, лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/deed.en, без изменений)

Королева Сорайя была чуть ли первой, как бы мы сказали сейчас, медийной персоной среди женщин в далёкой и консервативной исламской стране. Во многом её наследие определило светский характер афганской городской жизни в 50-80-е годы прошлого века. И, хоть сейчас Афганистан снова вернулся в средневековье, мы знаем, что эта несчастливая страна могла жить по-другому.

Читатели всех стран, ставьте лайки!!! 👍

Читатели всех стран, делитесь с друзьями!!! 👨‍👩‍

Читатели всех стран, подписывайтесь!!!

Это поможет мне развивать канал, а вам - плюс в карму :-)