Найти тему
Мой интеллект

Креативный интеллект. Хорошая вещь – ТРИЗ!

Креативный интеллект проявляет себя в двух сферах – сознательной и подсознательной. В сознательной части важна логика и системное мышление, хотя метод «проб и ошибок» тоже дает результат, что показал Эдисон. О подсознательной сфере поговорим как-нибудь позже.

В предыдущих статьях дана информация об использовании в творчестве системного мышления, композиции, комбинаторики, аналогии и ассоциациях, нескольких методах эвристики. Но, пожалуй, наиболее комплексным методом является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ возник для решения технических задач, но в настоящее время применяется в маркетинге, менеджменте, искусстве, педагогике… Но, по-прежнему, основная его область – техника. И хотя ТРИЗ был создан в России, точнее в СССР, он очень активно используется за рубежом – Дженерал Электрик, Самсунг, Интел… Очень любят ТРИЗ японцы, даже в детских садах.

В молодости, работая инженером, я тоже применял ТРИЗ при разработке рацпредложений. Не являясь, тем не менее, экспертом ТРИЗ постараюсь коротко указать главное, что в нем есть (опустим системный анализ, который является его обязательной частью):

1. Поиск противоречия при решении задачи. Противоречие – это когда одно противостоит другому, отрицает другое (по другому – конфликт). Разрешение противоречия – путь к созданию нового. В чем могут быть противоречия? Достаточно условные примеры: что-то одновременно должно быть таким или этаким – тяжелым и легким; что-то одновременно должно делать одно и другое – двигаться и стоять на месте; один элемент системы противостоит другому – свет и тьма; улучшение одного элемента приводит к ухудшению другого – если наелся перед сном, то хуже спишь (наверное, у кого как…). Проблема в том, что это противоречие еще нужно осознать – мы обычно адаптируемся как-то к противоречиям, а не ищем пути их решения. А если разрешаем, то зацикливаемся на одном направлении.

Фридрих Энгельс приводит пример противоречия: когда создали винтовку, то она заряжалась со ствола, который одновременно должен быть коротким – лучше заряжать, и длинным – лучше боевые свойства. Это противоречие долгое время пытались разрешить, изменяя пулю, но разрешили, сделав заряд с казенной части.

2. Идеальный конечный результат – этакая фантазия, маниловщина можно сказать – ничего не делаем, а то, что нам нужно имеем – система сама это делает. Как-то я был на курсах повышения квалификации в одном вузе, там использовали ИКР – студенты сами у себя принимали домашние задания. Преподаватель задумчиво прохаживался меж рядами и с удовольствием наблюдал различные сценки.

3. Алгоритм решения задачи. В общем виде – от противоречия через преставление ИКР к решению с использованием типизированных приемов. Противоречие при этом уточняется. Идет поиск разных вариантов его разрешения – дивергентность.

4. Информационная база. Создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер сумел создать прекрасную информационную базу, которая включает множество приемов для устранения противоречий, типовые решения задач, различные виды эффектов – физические, химические, биологические…, законы развития систем…

Вообще-то польза ТРИЗ не только в том, что человек получает такую проработанную технологию творчества, а в том, что у него формируется это самое ТРИЗ-мышление – умение мыслить системно, находить противоречие, представлять идеальное решение, нарабатывать свои ноу-хау и создавать индивидуальную информационную базу.

ТРИЗ-мышление очень хорошая вещь! Оно формирует креативный интеллект.