Найти в Дзене

Ритуал перехода от «Я» к «Мы». Семейные отношения.

Оглавление

Приглашаю к совместному письменному исследованию смыслов, которые могли бы нам встретиться в семейных отношениях.

Данный текст, приведенные мысли и идеи с большей толикой вероятности могут найти свой отклик у тех, кто признает себя в идее семейных отношений. Или признает, что где-то в его жизни присутствует такая история.

Ритуал перехода от «Я» к «Мы».

У меня есть идея о том, что такое семейные отношения – я могу обозначить, что это значит для меня, и мое понимание может быть созвучно с вашим, а может отличатся в каких-то терминах и понятиях, возможно для кого-то оно покажется слишком сложным, для кого-то недостаточно полным. Я допускаю и то, что понимание семейных отношений со временем может меняться и даже исчезнуть, вообще, с лица земли и из умов людей.

Но, что если, во всем этом важна только возможность самостоятельно формулировать определение своих семейных отношений. Наполнять это определение и формулировки значениями, смыслами, понятиями и ценностями, которые вызывают во мне ощущения согласия и присоединения к этим смыслам и значениям. Испытывать ощущения того, что это наполнение, которое я произвожу – поддерживает меня, вдохновляет и приглашает меня к ощущению радости.

Если это действительно могло бы быть важным, я хотел бы разделить с вами эту возможность и, если вы посчитаете это возможным для себя – попробуйте прямо сейчас сформулировать это определение, самостоятельно. Возможно – это будет всего лишь одно слово или какая-то метафора или образ, пусть он будет даже умозрительным и уморительным тоже =) Но важно, что бы ваша радость, вдохновение, ощущение нежности или умиротворения, что-то успокаивающее, обнадеживающее или поддерживающее, соглашалось с этим определением или формулировкой. И еще, важно, чтобы сейчас не происходило с вами и вашими семейными отношениями, ЭТО не сможет подавить хорошие ощущения связанными с этим определением, безусловно ОНО попытается это сделать, но у НЕГО это не получится. Договорились?

И если для вас это будет нормально, попробуйте подумать над тем, что может вам помочь обратиться к этому определению, когда вы этого захотите.

Вот определение задано. И мы можем двигаться дальше.

Одной из важных идей, которую я вкладываю в свои семейные отношения это идея важности и возможности их осмыслять – это, во-первых, а во-вторых, данное осмысление делать через призму «Мы-концепции».

В данном случае под "призмой Мы-концепции" я подразумеваю осознанную включенность в процесс формирования смыслов, значений, ценностей всех непосредственных участников семейных отношений.

И еще одна идея, которая на меня влияет, говорит мне о том, что мы постоянно находимся в процессе самоопределения и самовыражения, а также смыслообразования тех процессов, в которых мы участвуем. Это важные процессы, которые помогают нам выбирать и совершать то или иное действие, реакции или поступки.

Мы ежесекундно делаем вклад в то, какое отражение или понимание какой идеи, мысли, значения, смысла, ценности, знания сейчас будет видимым. Но интенсивность этой видимости для разных участников отношений, в которых мы находимся, свой/разный. Т.е. существуют разные уровни понимания воспринимаемых отражений.

В качестве иллюстрации сказанного предлагаю посмотреть мультик длительностью в 2 минуты.

Что вы могли заметить в этом мультике для себя?

Что заметил я. Два человека, исходя из своей «точки зрения», имея свои идеи об описываемом предмете, находясь во взаимных отношениях, самовыражаются. Самовыражение разнообразное, неправда ли? =)

Что это значит для меня?

Всегда есть что-то, что находится в сфере моего внимания. Назовем это – «объектом».

Мое взаимодействие с «объектом» назовем – «исследованием».

В результате «исследования» у меня что-то появляется, назовем это что-то – «знанием».

Появляется, еще кто-то («другой исследователь»), кто начинает «также» «исследовать» тот же самый «объект».

Мы можем сами пригласить "другого" к процессу "исследования", а можем сначала даже и не замечать, что кто-то «другой» уже находится в процессе «исследования» тот же «объект».

Но вот появляется «другой исследователь». И…

И вот мы наконец подошли к тому моменту, когда между «исследователями» что-то возникает, назовем это – «отношениями».

И далее мы наблюдаем с вами, как разворачиваются эти отношения, и то, как мы себя проявляем в них.

Мне больше всего нравится, тот момент, когда в этих отношениях появляется третий =)

Что значит увиденное для вас?

Теперь давайте попробуем переложить то, что мы увидели на наш опыт или собственное представления о семейных отношениях.

Как мы могли наблюдать в мультипликационном фильме события разворачивались различным образом. Стороны спорили, убеждали и не соглашались друг с другом, применяли в отношении друг друга физическую силу, а также и к «объекту исследования», случайно, но ему тоже прилетало. В результате точки зрения менялись, а в конце появилась еще одна. Буря различных эмоций.

Мне в данном случае на ум приходят следующие мысли:

Во-первых, в процессе исследования, знания об объекте меняются. Чтобы мы не знали об этом объекте до и что узнали в процессе исследования эти знания могут меняться в процессе наших отношений. А также в любой момент объект исследования может превратиться в субъект, если не весь, то его часть. И это на мой взгляд нормально. Другой вопрос, который может возникнуть, что с этим делать, как с этим обходится?

Во-вторых, возникает ощущение, что сложно исследовать объект с точки зрения другого исследователя. Как будто нужно как-то стать кем-то другим чтобы начать видеть этот объект по-другому. Или нужны какие-то приспособления, которые помогли бы видеть объект так как его видит другой исследователь. А еще может произойти какая-то случайность, которая поменяет все местами. И вот ты видишь все уже по-другому. И не всегда понятно, как теперь к этому относится?

В-третьих, есть вероятность вовлечься в ситуацию противостояния, которая становится доминирующей в отношениях. И кажется, что кроме этого противостояния больше ничего нет и не было и быть не может. Весь окружающий мир сужается до конкретной данной ситуации. Перестают учитываться во внимании процессы, которые были до этой ситуации и которые предполагались в будущем. Начинает возникать ощущение что какие-то важные смыслы, значения, принципы начинают обесцениваться, и не совсем понятно, как сохранить что-то важное и ценное что присутствовало в отношениях до противостояния, или как восстановить это после противостояния.

В-четвертых, мне кажется, что бывают ситуации, когда даже не совсем понятно, что ты сейчас в процессе «исследования», познания чего-то, и если такая мысль и проскакивает, то не совсем понятно, а что это за процесс, кто я в этом процесс и что я могу в нем делать, а что нет. И как будто становиться сложно, когда другой исследователь вступает с тобой в отношения, а ты не совсем понимаешь, что от тебя требуется.

В-пятых, еще как будто есть ощущение, что иногда есть заранее подготовленные описания разных явлений, которые предлагаются для какого-то безусловного принятия. Такие описания очень часто опираются на традиции, авторитет, экспертность, признанность большинством, каноничность, априорность, константность, доказательную базу и т.д. И вроде бы как они предписывают воспринимать те или иные явления определенным образом, не через призму собственных осмыслений и описаний, а по заранее заданному порядку действий (алгоритму). И еще, если что-то начинает не получатся или складывается ощущение, что все как-то не так как хотелось бы, то эти же алгоритмы пытаются четко указать на какую-то проблему и ненормальность тех кто их применяет и предлагают, что-то с собой сделать, как-то измениться в соответствии с теми описаниями которые есть. Т.е. как бы говоря, что дело не в «заранее заданных описаниях» и в том, что они не всем подходят, а дело в том, что это вы какие-то не такие, не правильные, отклоняющиеся от нормы, сломанные, недоразвитые, испорченные и т.д. и т.п.

Совсем не обязательно, что все то, что я описываю является единственным возможным описанием наблюдаемых мной явлений. И то, что я предлагаю это всего лишь метафора, с помощью которой я описываю какие-то явления, которые могут происходить в пространстве отношений между людьми. Я предлагаю попробовать осмыслить что-то и подумать над тем, что с этими смыслами делать дальше… Но это не значит, а скорее даже опровергает, идею о том, что нельзя описывать явления, с которыми вы сталкивается, своими смыслами и значениями. И если вам «не заходит» тема про отношения как некий процесс исследования и познания, то вы всегда можете обратиться к собственным идеям о том, что вам лучше всего помогает описывать то, что происходит с вами и что, в связи с этим вам важно делать. Тут вы сможете найти карту вопросов-опор, которые могли бы вам помочь с собственным описанием ваших семейных отношений - https://forms.gle/V6gzWhBmpCQB3ioN8

Идеи после...

Есть такое явление, как семейные отношения. Есть различные описания этого явления. И вроде бы как эти описания были до того, как мы стали их замечать, и они продолжают быть после того, как мы перестаем их замечать. Семейные отношения живут своей жизнью и вроде бы как к ним можно вполне осознано обращаться, иногда сталкиваешься с предписаниями к каким описаниям можно обращаться, а к каким нельзя, какие можно дополнять или изменять, а какие должны оставаться неизменными.

А еще есть баланс запретов и разрешений.

Баланс между различными описаниями и какое из них является доминирующим. Баланс между возможностью самостоятельно описывать или вносить свои корректировки в уже имеющиеся описания и запретами на какие-либо изменения или воспроизведения новых описаний или в поддержке менее популярных, маргинализированных описаний.

Для поддержания этого баланса используются различные стратегии и инструменты. С некоторыми мы соглашаемся, другие вызывают у нас протест и не согласие.

Посмотрите еще раз этот мультфильм.

Для тех, кому важно сосредоточиться и подумать на своими смыслами и укрепиться в них, вы сможете по этой ссылке найти специально для этого составленную карту вопросов-опор - https://forms.gle/j4wYTKh5aCWDvi9q8

Желаю вам всех благ и хорошего настроения!