Сейчас, а особенно в эпоху кризиса, когда многим людям вообще не до покупок, магазины, не успев открыться, придумывают всякие акции и распродажи. Обмен старого золота на новое и скупка в ювелирных магазинах существуют достаточно давно, скидки по картам - тоже, и ничего нового они почему-то не придумывают. Видимо, и так все хорошо.
Обычно я что-то покупаю на крупной международной ювелирной выставке, которая проводится раз в год у нас в Петербурге, но на днях случилось так, что у меня странным образом сломалась цепочка. Может, просто износилась в местах соединений, ей уже много лет. Однажды я отдавала ремонтировать браслет - стоит дорого, а эффект кратковременный - и решила, что смысла нет, куплю новую. До выставки еще далеко, да и неизвестно будет ли она, поэтому пошла в ближайший магазин. Присмотрев то, что мне надо, решила обменять старое золото на новое. Чудесным образом так вышло, что по стоимости старый браслет оказался чуть дороже стоимости цепочки. Цепочка мне нужна была тоненькая, изящная и без затей.
Казалось бы, все хорошо. Отдаешь сломанную вещь, которая мне точно не нужна, и берешь новую. Золото проверили, взвесили, определили стоимость. Куча бумаг, нерасторопная продавщица, с трудом вписывающая цифры в заготовленные бланки, - все как всегда. Я всегда поражаюсь на продавцов особенно в таких магазинах: покупателей 3-5-7 человек в день, они стоят столбом за прилавком, но не стремятся изучить ассортимент, новинки и вообще не умеют разговаривать с людьми. Продавец должен к себе располагать, демонстрировать свой профессионализм, но мягко и ненавязчиво, узнать о предпочтениях покупателя.
В ювелирном магазине, где я ремонтировала злополучный браслет, ко мне сразу подошла продавец - пожилая женщина. Причем сильно пожилая, но изысканная и утонченная. Она не призывала ничего купить, но смогла рассказать обо всех новых коллекциях, современных тенденциях, занимательные факты из области ювелирного дела, о драгоценных и полудрагоценных камнях, которые были у них выставлены - вот что значит профессионал. Ее голос был приятным, на лице - улыбка, а на руке - великолепное кольцо с бриллиантом. В общем, время прошло незаметно. Я всегда восторгаюсь такими дамами.
Так вот прошло, наверное, полчаса и дело дошло до пробития чека. И тут возникла проблема: программа не дает продать вещь в зачет старого золота, если она стоит дешевле. В моем случае эта разница была около 100 руб. и в мою пользу. Но тут продавщица предлагает мне купить коробку за 200 руб. или какой-то детский кулончик за 300, ну или что-то еще. У нее, видите ли, программа не дает оформить покупку. Она меня спрашивает, вы что, доплатить не можете? Вам что, жалко? То есть я и так подарила 100 руб. магазину, но и еще должна доплатить? Я обязана купить какую-то дурацкую коробку за 200 руб., чтоб эта женщина смогла сладить с программой? Давно не сталкивалась с таким бредом. Точнее с бредом такого уровня.
Я сообщила, что покупать дополнительно ничего не буду. Тогда она, качая головой, заявляет, что доплатит сама! Понятно, что воспользуется разницей, добавит и возьмет что-то себе. Тут мне не жалко, мне все равно. Но сказано это было таким тоном, будто она мне сделает очень большое одолжение. Еще минут десять тыркая кнопки, она позвала начальницу. Я предложила вообще отказаться от покупки, раз тут такие сложности. Подошла начальница. Продавщица мотнула головой в мою сторону и прошипела, что вот она (то есть я) не хочет доплачивать. Начальница завела мне скидочную карту, провела скидку и разница в мою пользу стала уже 250 рублей. Выдала какую-то серебряную мелочь в виде змейки и все. Мы в расчете. Ларчик открывался просто, а вопрос при нормальном уровне компетентности и желании хотя бы немного подумать мог бы решиться очень быстро.