Найти в Дзене
Alex Leaveit

Критические замечания #2 к книге Мортимера Адлера «Как читать книги»

В продолжение темы – Критические замечания к книге Мортимера Адлера «Как читать книги»:

⠀⠀«По-моему, нет особой заслуги в том, чтобы тратить время на самостоятельные поиски того, что уже кто-то открыл».

В этом есть веский резон уже хотя бы потому, что осмысление образов прежними поколениями требует анализа и переосмысления новыми поколениями – как минимум для разрыва цепи догматической преемственности.

⠀⠀«Процесс понимания природы непосредственно отличается от понимания книги путём интерпретации. Критичность необходима только в последнем случае».

Это не так. Процесс понимания природы происходит вовсе не непосредственно, а так же путём интерпретации посредством имеющегося мировоззрения – эгоцентризма. Так что критичность необходима – в отношении всех без исключения интерпретаций, как в отношении самого́ мировоззрения, на котором они основываются.

⠀⠀«Если одушевлённый учитель может передать только те знания, которые получил из книг, вы способны получить их сами, непосредственно с помощью чтения. И усвоите вы их на том же уровне, если читаете не хуже».

Однако здесь есть одна серьёзная проблема – она заключается в выборе из огромного количества написанных книг тех, что действительно сто́ит читать, и в этом опыт достойного учителя может быть крайне полезен.

⠀⠀«Одушевлённый учитель – это в первую очередь тот, кто учит, а не делает открытия».

Это возможно не для всех отраслей знания. Например, что касается философии, – учитель должен сам прожить эти знания, стать ими, прежде чем преподавать, иначе он сам не будет понимать, чему учит. Механическая передача знаний возможна лишь на уровне информации, но не смысла. Осмысление всегда требует личного познания (опыта).

⠀⠀«Таков обобщённый портрет среднестатистического учителя, который чаще всего не способен быть автором оригинального сообщения. Поэтому он повторяет или перенимает знания учителей, уже покинувших этот мир. В любом случае его студенты могут легко научиться всему, что он знает, читая те же книги».

Опять же – только на уровне информации, но не смысла. Роль учителя всё же больше не в передаче информации, а в обучении осмыслению (интерпретации) образов, и здесь книга другого автора личных познаний учителя не заменит. Кроме того, одушевлённый учитель должен обучать также навыку коммуникации и прочим навыкам, чему у книги научиться будет проблематично.

[ Продолжение следует… ]