Имя этого зверя - ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ - крайне распространённое явление среди современных преподавателей, вне зависимости от места работы.
Ответственность - это хорошо, все мы знаем, что дома и на работе, да и вообще в обществе, очень ценится это качество. А вот ГИПЕРответственность - уже плохо и, прежде всего, от этого страдает сам человек, а окружающие наоборот извлекают выгоду.
Перечислим признаки:
- Студент/клиент/родитель может позвонить Вам в любое время дня и ночи, чтобы обсудить дз, упражнение и тп.
- Вы безвозмездно и безотказно помогаете всем, когда видите сообщения типа "помогите вот тут решить/перевести", причем, могут писать даже НЕ Ваши студенты, а чужие люди с интернета.
- Вы готовы заменить, помочь коллеге в ущерб собственным интересам
- Вас могут предупредить об отмене занятия за 5-20 минут до начала урока
- К Вам могут вообще не придти на урок, не предупредив заранее
- Занятия в долг и Вас часто обманывают (много неоплаченных уроков, студент просто исчезает)
- Частые отмены, переносы занятий без видимых причин
- Неудобное для Вас расписание - подстраиваетесь под каждого студента, даже в ущерб собственному отдыху; Перенос занятий на свой законный выходной.
- Ваши студенты не покупают и не печатают книги самостоятельно, все материалы предоставляете Вы.
- Вам очень часто пишут студенты в личные соц сети, спрашивая о том, что было оговорено на уроке (просят что-то прислать, напомнить, проверить)
- Долгие разговоры "по душам"с родителями студентов - слушаете их проблемы в школе, дома.
- Бесплатные или полубесплатные занятия с соседями, родственниками и друзьями
- Подготовка к занятию у Вас занимает 2 часа и более (при условии, что Вы не начинающий педагог)
- Большинство студентов не выполняют дз и в целом Ваши требования, а Вы ищите изъяны в себе. Вечные поиски идеального УМК, методики и подхода
- Вам страшно поднимать цену за занятие ("студенты откажутся, у них нет денег")
- Если у студента нет результата или успехи незначительные, обвиняете себя.
- Перед сном Вы думаете о работе и просыпаетесь с мыслями о занятиях - нет времени на себя.
Да, у всех у нас бывают форс мажоры и из-за 1 отмены нельзя говорить, что кто-то страдает от гиперответственности. Я говорю о тех случаях, которые уже вошли в привычку, стали нормой.
Несколько пунктов описывают Вашу работу? Если да, то не могу поздравить, так как срочно нужно менять отношение к работе, если хотите стать счастливым и успешным преподавателем.
В большинстве пунктов описаны ситуации, когда наши личные границы нарушаются, а мы не знаем как либо не хотим их защитить.
Подумайте сами, когда мы идём в клинику банк или в магазин, нам не приходит в голову позвонить директору и сказать: "А можете не закрываться в 7, я приду в 8?" или "Я сегодня без денег, оплачу потом". Кто общается с доктором или продавцом о своих личных делах? Кто из специалистов общается с нами в своё свободное время? Никто. Но мы, преподаватели, хотим спасти всех и каждого, работая на энтузиазме в ущерб себе и своей семье. Это срочно нужно менять!
Проанализируйте каждый негативный момент в работе, найдите истинную причину. В глубине души это ВАМ выгодно, чтобы окружающие откровенно пользовались Вашей добротой и доверием.
Сначала берём ответственность за свою жизнь, а уже потом - за других.