Путешествуя по странам и городам с уникальными архитектурными сооружениями, многие из которых являются историческими памятниками, мы стремимся запечатлеть объекты на фотоснимке. Осуществлять съемку таких неподвижных объектов легче, чем подвижных из-за отсутствия необходимости следить за перемещением объекта съемки, но и здесь есть свои нюансы.
Роль диафрагмы
При съемке объектов архитектуры требуется немалая техническая подкованность и зрительная интуиция. Главным экспозиционным параметром в данном случае является диафрагма. Фотограф при помощи той или иной диафрагмы влияет на глубину резкости. При малой глубине резкими на снимке получаются объекты переднего либо заднего плана, при большой – и переднего, и заднего.
Портрет здания
Воспринимайте здание так же, как если бы снимали портрет. Ходите вокруг, оцените масштаб, форму конструкций, величину пространства. При изображении объектов художники редко применяют симметричные построения, но симметрию можно выгодно использовать при снятии архитектурного ансамбля. Расположение в кадре здания под углом придаст картине динамику. Для выделения рельефа здания расположитесь так, чтобы свет падал на неподвижный объект под углом 45 градусов. Не старайтесь заполнить все пространство кадра одним только архитектурным объектом – оставляйте воздух, например, небо.
Маленькие секреты удачного кадра
Два основных аспекта удачной архитектурной фотографии – освещение и пространственная организация. Глубину снимку придает использование в композиции естественных рамок: арки здания, ветви деревьев, окна и двери. Сетчатые предметы, например плитка, могут влиять на появление муара на снимке.
Стоит обратить внимание и на уравновешенность объектов в кадре. Если основной объект композиции сдвинут фотографом к краю снимка, он должен быть сбалансирован другим объектом, менее крупным.
Используйте необычные ракурсы и отражения, включайте в кадр людей на переднем плане, чтобы подчеркнуть масштаб и величие здания. После съёмки корректируйте сходящиеся вертикали или используйте специальный объектив Tilt shift.
Истоки вдохновения
Интересным ракурсам, постановке света, композиции стоит поучиться у известных мастеров архитектурной фотографии. Вниманием к деталям отличался Эжен Атже, оставив нам уникальные виды старого Парижа. Любовью к необычным ракурсам прославился венгр Ласло Мохой-Надь. Элен Бине известна интересной передачей света в своих работах. К сближению фотографии с живописью стремился фотограф из Америки Эдвард Стайхен. Его соотечественник Уокер Эванс сумел путем фронтального ракурса, четкости придать ничем неприметным зданиям торжественность архитектурных памятников.