Однажды я пришла в школу, к пятиклассникам, учить их русскому языку и литературе. Это была одна из лучших школ города, и на мой испуганный взгляд студентки-практикантки, это были лучшие пятиклашки города. Дети были умненькие, с огромным желанием учиться, плюс у них была совершенно потрясающий педагог по русскому, она же их классный руководитель. Всё у меня с ними шло гладко до одного урока. Нужно было написать сочинение рассуждение. В учебнике был незамысловатый текст про то, что одна девочка собирается на день рождения к однокласснице, и просит у родителей денег на подарок. А ее дедушка говорит, что гораздо ценнее подарок, сделанный своими руками. Ну и вот ребятам надо порассуждать, кто прав, какой же подарок лучше: магазинный или сделанный своими руками. Объясняю задание, пишите, говорю. В классе тишина, все неуверенно смотрят на меня. Вопросы? Что-то непонятно? – Да, говорят, скажите, а как правильно? Тут я недоуменно смотрю на них… В смысле, говорю, как правильно? Надо подумать, как вы считаете и аргументировать свою точку зрения. Это понятно, но какая правильная? Короче, урок был фактически сорван. Дети всеми правдами и неправдами хотели услышать «правильный» ответ. Хитрили, мол, своё мнение мы напишем, но вы скажите, как вы считаете? А то не хочется двоек… Этот случай меня так напугал тогда, я поняла, что я тоже проходила через ту же систему. И до сих пор многие задачи тормозятся у меня на этапе «а как правильно?». И в последнее время почему-то очень часто снова стала слышать вопросы от людей вокруг: а как правильно? Черт, как хочется эти дурацкие установки выбросить из головы, делать, пробовать, искать новые решения, элегантные, необычные. Скажите, пожалуйста, как это сделать правильно? P.S. Самое страшное, что сейчас, занимаясь в качестве репетитора со школьниками, я вижу все ту же картину. В чертовых школах всё по-прежнему. Хорошо, что у меня нет своего ребенка, я бы, мне кажется, стала бы социально опасной для школьных учителей, если б увидела такой подход к обучению.