Найти в Дзене
Океан Между Нот

Преступления и наказания музыкальных "воришек"

Ни для никого не секрет, что заимствования у классиков мелодий, последовательностей аккордов, а то и целых произведений в современной эстрадной музыке широко распространённое явление.

- Музыка вашей песни очень похожа на Моцарта
- Ничего, это не помешает ... Моцарта всегда охотно слушают.

Но иногда система даёт осечку и тогда хитрым "композиторам" приходится делится доходами и платить штрафы.

В 1920 году американские деятели популярной музыки Эл Джолсон, Бади ДеСилва и Винсент Роуз выпустили модный шлягер "Avalon", ставший впоследствии джазовым стандартом, перепетым сотнями исполнителями по всему миру.

Запись Джолсона достигла второго места в чартах 1921 года. Дополнительно песня звучала в его бродвейских мюзиклах "Синдбад" и "Бомбо".

Но, как говорится, не долго музыка играла, не долго фраер танцевал. В том же 1921 году издатели итальянского композитора Джакомо Пуччини (по другим данным сам композитор) подали на авторов песни иск в суд.

Дело в том, что мелодия "Avalon" ужасно напоминала интонации арии Каварадосси "E lucevan le stelle" из финального акта оперы "Тоска".
Ей только увеличили темп и изменили тональность с минора на мажор.

Суд подтвердил факт плагиата и обязал выплатить стороне истца 25 000 долларов и все последующие гонорары.

В схожей ситуации оказался в 1975 году американский певец и композитор Эрик Кармен, выпустивший композицию "All By Myself".

Песня довольно быстро стала популярной и была исполнена многими знаменитыми певцами и певицами.

Потом автору пришлось договариваться с наследниками Сергея Васильевича Рахманинова. Ведь именно его музыку из второй части Второго фортепианного концерта до минор он использовал в своей песне.

Кармен не скрывал источников вдохновения, он только думал, что музыка Рахманинова уже стала общей и её можно использовать для заработка. Пришлось ему делиться роялти с родственниками композитора.
И не только за "All By Myself", но и за второй сингл - "Never Gonna Fall in Love Again".

При сочинении этой песни композитор вдохновлялся третьей частью (adagio) из Второй симфонии Рахманинова. Это же золотая жила!

Понятие "общественное достояние" приравнивает всё сочинённое композиторами к народной музыке. Но если у фольклора действительно нет автора, его невозможно установить, то этого никак не скажешь о сочинениях Баха, Бетховена или Чайковского.

Речь не идёт о денежных выплатах, а об элементарном уважении творца, пусть уже и умершего. Достаточно указать в выходных данных песни имя подлинного создателя. Это будет честно и дальновидно. Потому как рано или поздно, уловка вскроется и начнутся разговоры не о "талантливом интерпретаторе", а об очередном плагиаторе, разоблачённом музыкальном "воришке".

Традиционная несмешная байка:

Однажды молодой композитор пригласил Имре Кальмана на премьеру своей оперетты. После спектакля он подошел к уважаемому мэтру и поинтересовался его мнением о своём произведении.
- Видите ли, - с грустью в голосе сказал Кальман, - о своих собственных сочинениях я привык выслушивать мнение других.

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!