Среди модификаций «эмки» ГАЗ М-1 особое место занимает первый советский гоночный автомобиль ГЛ-1 («Гоночная Липгарта»). История рождения этой модели весьма любопытна.
13 июля 1937 года знаменитый советский летчик Михаил Громов со товарищи повторил геройский перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. Погостили месяц и вернулись домой. С гостинцами. Громову американцы подарили автомобиль Cord 812, на котором летчик в 1938 году на всесоюзных соревнованиях нечаянно побил национальный рекорд скорости, продемонстрировав 141,5 км/ч. Кстати, Чкалов был главным судьей этих соревнований.
Этот возмутительный нонсенс, намекавший на превосходство американского автопрома над советским, необходимо было срочно заретушировать. Горьковский автозавод получил задание на постройку гоночного автомобиля. Более скоростного, чем заокеанский подарочек. Сформировали конструкторскую группу под руководством Евгения Агитова, сформулировали техзадание — и вперед!
На штатную раму «эмки» поставили ее же форсированный двигатель, оснастили штатной подвеской, придумали опережающий время оригинальный аэродинамический кузов и к Первомаю 1938 года явили спорткар народу. На старт «Первая гоночная Липгарта» вышла в сентябре этого же года и на Третьих Всесоюзных соревнованиях по авто- и мотогонкам побила кордовский рекорд на целых 2,5 км/ч! Но при этом проиграла 0,226 км/ч болиду, собранному на базе ГАЗ-А…
Вызов был принят. В 1940 году появилась вторая версия «первого гоночного» — с чуть доработанным кузовом и 100-сильным нижнеклапанным двигателем вместо 65-сильного форсированного. 22 сентября на Московском шоссе в Горьком Аркадий Николаев развил скорость 161,87 км/ч.
Это победа! Мало того, 24 сентября Николаев за рулем той же ГЛ-1 совершает заезд с места на 1 км и преодолевает его за 35 секунд. Таким образом, ГЛ становится самым быстрым автомобилем в СССР.
Была и третья версия липгартовского болида, строительство которой началось в 1941 году. Но в ход советской автоистории вмешалась война. ГЛ-1 третьей серии погиб под бомбежкой.
НАЧАЛО — ... — ВЫ ЗДЕСЬ — ПРОДОЛЖЕНИЕ
Биография Андрея Липгарта:
1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2. Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3. Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4. Главная Победа Андрея Липгарта
5. Андрей Липгарт после "Победы"
#автосоюз #автоистория #история автомобилей #биографии #cccp