Археология, как и любая другая наука, не стоит на месте. По мере исследований, делаются новые и новые открытия. Благодаря этому, титул самого древнего в мире судна переходит от одного судна к другому.
В 1958-1960 годах на западе Антальи и востоку от Улу-Буруна, у мыса Гелидония был найден корабль, возраст которого составлял 3300 лет. Это было торговое судно, на борту которого перевозились минимум тонна необработанных бронзы и олова, оружие, орудия для сельского хозяйства и домашний инвентарь. Корпус корабля практически не сохранился, но установлено, что длина его была 8-10 метров.
В 1982 году, все на том же западе Антальи, только у мыса Улу-Бурун было обнаружено финикийское судно, старше предыдущего, правда ненамного: возрастом 3400 лет - корабль затонул в 1316-1305 году до н.э. Поднятие частей корабля затянулось аж на 10 лет, но оно того стоило: теперь его можно лицезреть в музее Бодрума. Его длина практически в 2 раза больше «Гелидонского»: 15 метров.
В октябре 2018 года опять же на западе Антальи, губившем древние корабли, турецкие исследователи обнаружили судно, лежащее на уровне 48-55 метров под водой. Однако, поднимать его не стали, исследовав с помощью сканирования специальным оборудованием и снимков высокого разрешения. Затем, обработав результаты, пришли к сенсационным выводам, датировав груз: оказалось, что это судно старше предыдущего носителя титула древнейшего корабля на 100-200 лет.
Судно имело 14 метров длины, 5 метров ширины. Сейчас оно покоится на морском дне, зарывшись в песок и накренившись на 45 градусов. По версии ученых, судно направлялось в сторону Эгейского моря, возможно, его «конечной» был Крит. Впрочем, до конца путешествия корабль не дотянул: благодаря надвинувшемуся шторму и подводным скалам.
На борту судна, которое, без колебаний можно назвать торговым, находились слитки меди и олова. Форма слитков в виде подушек и помогла датировать груз: именно такая форма слитков характерна для XVI-XV века до н.э. Буквально в XIV веке она уже практически не встречалась. Такая датировка вполне надежна: вся средиземноморская медь древности экспортировалась с Кипра, ее даже так и называли – металлом с Кипра. В римском варианте ее название звучало, как aes Cyprium, которое немного видоизменилось до «cuprum», а от латинского уже перешло в другие языки.
Кому же принадлежал этот груз в 16 веке до н.э.? Из хеттских и древнеегипетских текстов известно, что полуостров в исследуемом районе к западу от Антальи назывался «земли Лукки», по названию народов «Лукки», весьма воинственных, стоит отметить. Именно они составляли один из «народов моря», согласно древнеегипетским источникам. Дальнейшее название этих земель – Лукия.
После завершения всех исследований, артефакты с корабля будут выставляться в музее Кемера, где находится Центр подводных исследований.