Как я уже писала в предыдущей статье, еще в эпоху архаики сложились главные принципы архитектуры Древней Греции, которая дошла до нас в виде храмовых построек. На всякий случай повторю их:
1. все здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий;
2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в систему, называемую о́рдерной (от лат. «о́рдер» - «норма, порядок»);
3. пропорции зданий, рассчитывались исходя из пропорций человека;
4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам (внешнему виду зданий), чем интерье́рам;
5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты.
Главным достижением же греческого зодчества стало создание ордерной системы, которая позволила привести строения к строгой упорядоченности всех конструктивных и декоративных деталей.
Ордерная система прежде всего была представлена колоннами (дорической, ионической и коринфской), которые являлись главным элементом построек. Чередование колонн рождали ритм, который, как в музыкальном произведении, приводил к ощущению порядка, гармонии, а значит к красоте.
Напомню, что для греков, склонных всё вокруг себя наделять антропоморфными свойствами (это ярко выразилось в высказывании "Человек - мера всех вещей"), каждый из трёх ордеров сопоставлялся с качествами и внешностью человека. Дорический - с мужскими образами, ионический - с женскими, а коринфский - с нарядными юными девами. Таким образом выбор ордера греческими архитекторами, при строительстве храмов, зависел от того, какому божеству этот храм посвящался.
Святилища богов-мужчин (Зевса, Посейдона, Гефеста и т. д.) строились, как правило, в дорическом ордере.
Храмы, посвященные богиням, были украшены ионическими колоннами.
Были и такие богини, которые отстаивали своё право на безбрачие (например, Афина, Артемида, Гестия и др.), они удостаивались храмов, выполненных в коринфском стиле.
Также в коринфском стиле могли быть встроены храмы, с особым статусом - например, посвящённые верховному божеству - Зевсу. В таком случае коринфский ордер должен был способствовать созданию впечатления большей репрезентативности строения.
Однако встречались исключения из данного общего правила. Так, например, в период архаики, большинство храмов было выполнено в дорическом стиле (исторически ионический и коринфский ордер возникли позже дорики).
А знаменитый Парфенон Афинского Акрополя, выполнен в дорическом ордере, но посвящён богине Афине. Однако, нужно вспомнить, что "совоокая дева Афина-Паллада" покровительствовала отнюдь не женскому делу - она была богиней войны. Так что закономерность в выборе типа ордера всё же здесь есть. И так далее.
Важно отметить, что антропоморфность греческой архитектуры выражалась ещё и в том, что единицей всех измерений конструктивных деталей зданий, и их соотношений, выступали пропорции и части человеческого тела. Так в основе системы измерения при строительстве, лежали длины разных частей тела - пальца, ступни, ладони, локтя и т.д. Об этом говорил и целый ряд названий различных архитектурных элементов.
Типы конструкций греческих храмов различались не только ордером, применяемым в их оформлении. Их особенности также определялись количеством и расположением колонн, украшающих снаружи их стены.
Витрувий - древнеримский архитектор и теоретик искусства, выделял среди греческих храмовых конструкций мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и пр.
Самое большое распространение получили храмы – периптеры ( от perí — вокруг и pterón — крыло), то есть, по мысли греков - «оперённые», окружённые колоннадой со всех сторон.
Колонны устанавливались на платформу - стилобат, которая состояла из нескольких ступеней - стереобат.
Крыша храма обычно была двускатной. На фасадах здания скаты крыши образовывали треугольники, которые принято называть фронтоны.
Пространство внутри фронтона - тимпан, служило площадкой для творческой активности скульпторов и живописцев - он обильно украшался цветными скульптурными рельефами.
Святилище – внутреннее помещение храма, в котором находилась скульптура бога-покровителя и, зачастую, казна полиса, называлось или на́ос (лат. - це́лла).
Внимание привлекал прежде всего внешний облик храма – многие его детали ярко раскрашивались, и украшались рельефами и скульптурами, рассказывающими определенные истории из мифологии. В этом сказывался греческий эстетический принцип калокагатии - когда внешняя сторона вещей оказывалась приоритетной, т.к. подразумевала соответствующее содержание (вспомните поговорку - "в здоровом теле - здоровый дух").
Греками были рассчитаны и точные пропорции храма-периптера, соотношение его длины и ширины, измеряемое количеством окружающих наос (целлу) колонн. На фасаде святилища, количество колонн всегда было чётным. Число опор, необходимое для украшения его боковой – длинной стороны, рассчитывалось согласно следующей формуле: количество колонн фасада, умножалось на 2, и к полученному числу прибавлялась ещё одна опора.
Эту пропорцию можно представить в виде уравнения: Х = 2Y + 1 (где: X – количество колонн боковой части, Y - количество колонн фасада). Она даёт в результате сочетание сторон, называемое "золотым сечением" или "золотой пропорцией".
Например, если на фасаде (короткой стороне) здания 4 колонны, то, чтобы рассчитать количество колонн сбоку, необходимо 4 умножить на 2, и прибавить ещё 1.
4х2+1=9.
То есть на боковых сторонах такого храма должно было бы быть по 9 колонн.
Принципы архитектуры, созданные в Древней Греции, до сих пор считаются эталоном, и являются образцом для построек в классическом стиле.
Среди множества великолепных греческих храмов выделяется своим совершенством великолепный архитектурный ансамбль, созданный греками на вершине развития цивилизации - это знаменитый Афинский акрополь. О нём я расскажу в следующей статье. Читайте. :)
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.