В этом разделе рассмотрим удельные потери в боевых отдельных бригадах и в отдельных полках.
Разница в потерях мотострелков и десантников 103-й дивизии.
Дилетанты («диванные эксперты») прочитав что 103-я воздушно-десантная дивизия потеряла за всю Афганскую войну убитыми только 855 человек, а 108-я мотострелковая потеряв за то же самое время убитыми 2 972 человека могут сделать вывод что десантники воевали лучше мотострелков, потому и потери у них в 3,5 раза меньше.
Но это совершенно не так.
Просто 108-я дивизия чаще участвовала в боевых действиях - чем 103-я.
Тут надо подробно объяснять многие вещи.
Рейдовый батальон «на войну» просто так не отправляли. В мотострелковом полку его обязательно усиливали танковой ротой, разведывательной ротой, артиллерийской батареей, инженерно-сапёрным взводом и другими подразделениями полка.
А парашютно-десантный полк своему рейдовому батальону - танковую роту не мог выделить. Потому что танков в десантных полках не бывает. Соответственно и рейдовые мотострелковые батальоны имеющие усиление из танков могли выполнить большие по объёму боевые задачи – поэтому их чаще отправляли в рейды и на сопровождение колонн, чем рейдовые парашютно-десантные батальоны. В Афганистане без танков – воевать было очень сложно.
Спустя три года, в декабре 1982 года – когда до генералов наконец-то дошло что так дальше «не можно», у десантников 103-й воздушно-десантной дивизии появился свой собственный 62-й отдельный танковый батальон.
Если что – в каждом мотострелковом полку был свой танковый батальон на 40 танков. А у 103-й дивизии был только один небольшой батальон на 3 полка. Опять же - пришлось чаще напрягать мотострелковые рейдовые батальоны.
Другая проблема привлечения к рейдам парашютно-десантных батальонов касалась её штатного вооружения – БМД-1 и БТР-Д. По сути это максимально облегчённая бронетехника из алюминиевых сплавов с низким ресурсом. То есть много на ней не накатаешься.
Для сравнения: если на новой БМП-1/БМП-2 гарантийный пробег составлял 8 000 километров, на БТР-70/БТР-80 – 20 000 – то для БМД-1 это всего лишь 3 000 километров. Парашютно-десантные батальоны при вводе в Афганистан имели совсем не новые машины и их ресурс выработался уже в первый год.
На практике афганского бездорожья с изобилием разбитого скальника на горных дорогах - оказалось что усталость металла на алюминиевом корпусе БМД быстро делала практически невозможным его дальнейшее применение. Да и сам по себе алюминиевый корпус БМД заметно уступал по прочности стальному корпусу БМП. С этой разницей наглядно столкнулись в 154-м и 177-м отрядах спецназа, которые одновременно эксплуатировали оба типа машин:
«…Из 10 машин 3-й роты на ходу было 7 БМП и 3 БМД. БМПешки появились у них вместо БМД потому, что после подрыва даже на противотранспортной мине БМД восстановлению не подлежала - в слабом днище и броне оставались громадные дыры, а у БМП в основном «летела» только трансмиссия, которую довольно легко было менять силами ремонтников в ППД…» (Начальник штаба 154-го отряда спецназа, майор Ершов Сергей)
На территории Афганистана была создана армейская ремонтно-восстановительная база. Но на ней не могли проводить капитальный ремонт бронетехники – таковое производилось только на танкоремонтных заводах на территории СССР. Так что это снова сказалось на частоте привлечения десантников к рейдовым действиям. По этой причине десантников чаще привлекали к вертолётным тактическим десантам. Положение изменилось только в период с 1982 по 1985 годы, когда повсеместно заменили десантные БМД-1 и БТР-Д на мотострелковые БМП-2Д и БТР-70, признав этим самым что десантники по сути выполняют задачи мотострелков.
«…В ходе боевых действий в Республике Афганистан советские воздушно-десантные войска (103-я воздушно-десантная дивизия, 345-й отдельный парашютно-десантный полк, 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада) использовались чаще всего как мотострелковые соединения и части…» (Генерал-майор Евгений Никитенко. Книга «Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн»)
Отдельно замечу что если загоревшиеся в ходе боя стальные БМП/БТР – ещё можно как-то потушить, то с БМД это практически невозможно. В алюминиевый сплав корпуса входит магний – и если корпус начинает гореть, то машина сгорает буквально за 5 минут оставляя после себя только стальные части: траки, башню с пушкой и т.д..
Теперь касательно дислокации.
Все три парашютно-десантных полка 103-й воздушно-десантной дивизии дислоцировались своими «полковыми комплектами» в относительно тихом Кабуле и сторожевыми заставами охраняли подступы к ней с восточной стороны и северо-восточной стороны. Только 2 из 9 линейных батальонов 103-й дивизии - восемь лет подряд вечно «сторожили» вдалеке от штаба дивизии, со сменой участков ответственности – Шинданд, Лашкаргах, Бамиан, Шахджой.
А вот у 108-й мотострелковой дивизии один 682-й полк целиком стоял в Панджшерском ущелье, а другой 177-й полк стоял на южном выходе к перевалу Саланг. Остальные полки дивизии охраняли главную «дорогу жизни» Кабул-Хайратон на участке от столицы до южного въезда в тоннель на перевале Саланг в провинции Парван. К этой дороге жизни выходили такие «злачные места» как Панджшерское ущелье и большая «Чарикарская зелёнка». Это были самые напряжённые места в Афганистане – что собственно говоря и отразилось на высоких потерях дивизии.
Тут уместно заметить что из частей ВДВ наибольшие удельные потери понёс 345-й отдельный парашютно-десантный полк, действовавший вместе с частями 108-й дивизии в той же самой провинции Парван, что и 108-я дивизия. По существу один только 345-й полк при численности личного состава в 4,5 раза ниже чем у 103-й воздушно-десантной дивизии – понёс общие потери (419 человек) всего в 2 раза меньше чем вся вместе взятая 103-я дивизия (855 человек).
То есть десантники что в 345-м полку, что в 103-й дивизии – одни и те же. Но потери из-за дислокации в регионе с более сложной обстановкой - уже совершенно другие. Такого же уровня - как у мотострелковых полков 108-й дивизии по соседству.
Дислоцированная в городе Гардез 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада, которая в те годы формально относилась не к ВДВ, а к десантно-штурмовым формированиям Сухопутных войск, понесла такие же высокие удельные потери как и 345-й полк, действуя в восточных провинциях Пактия и Логар. В сущности программа боевой подготовки в десантно-штурмовых формированиях ничем не отличалась от таковой в парашютно-десантных формированиях ВДВ. По уровню подготовки и морально-психологической мотивации - это по сути были одни и те же десантники.
До прибытия 56-й бригады в Гардез в декабре 1981 года – аэродром города почти два года контролировала одна единственная рота от 191-го отдельного мотострелкового полка, который был дислоцирован в 85 километрах западнее в городе Газни, и который долгое время был единственной советской частью на юго-востоке Афганистана.
191-й полк, действовавший в провинциях Газни и Вардак – оказался практически в тех же самых тактических условиях что и 56-я бригада. 191-й полк и 56-я бригада контролировали примерно одинаковую территорию с одинаковой плотностью населения. Поэтому общие и удельные потери при практически одной и той же штатной численности (2 500 и 2 452 человек) – оказались за 8 лет и три месяца также почти одинаковыми (524 и 517 погибшими).
Из самых крупных потерь 56-й бригады за один бой – 19 человек убитыми (25.01.1986). В 191-м полку этот показатель – 13 убитых (3.03.1984).
Мотострелки ничем не отличались от десантников. Там где «войны было много» – потери у десантников и мотострелков всегда были одинаковые.
Кстати – чтобы хоть как-то облегчить боевую работу 56-й бригады, от состава 191-го полка им был навечно «откомандирован» один танковый взвод из 4 танков. Хоть какая-та – но помощь.
Если кто-то наивно продолжает считать что десантник по сравнению с мотострелком - это какой-то супер-натренированный биоробот – пусть отслужит в армии и сходит на войну. Анатомия и мозги - у всех солдатов одинаковые. Пуле без разницы, какое тело навылет пробивать – худого мотострелка или накаченного десантника. Весь десантный шовинизм и всё десантное шапокзакидательство привитое в «учебке» – на войне сдуваются как пыль в первом же бою.
Потери в отдельных частях 40-й Армии
В этом разделе рассмотрим потери в отдельных частях (отдельные бригады и отдельные полки).
Итак среди формирований 40-й Армии были отдельные части - то есть те что не входили в дивизии и напрямую подчинялись штабу армии.
К ним относились:
* 8 отдельных бригад:
--- 66-я отдельная мотострелковая бригада
--- 70-я отдельная мотострелковая бригада
--- 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада
--- 276-я трубопроводная бригада
--- 278-я дорожно-комендантская бригада
--- 15-я отдельная бригада специального назначения
--- 22-я отдельная бригада специального назначения
--- 59-я отдельная бригада материального обеспечения
* 6 отдельных полков:
--- 28-й армейский артиллерийский полк
--- 191-й отдельный мотострелковый полк
--- 860-й отдельный мотострелковый полк
--- 345-й отдельный парашютно-десантный полк
--- 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк
--- 103-й отдельный полк связи
Вопреки устоявшемуся определению что бригада - это обязательно соединение, состоящее из нескольких воинских частей - скажем что в Советской Армии это определение не всегда было верным. Бригада могла быть как соединением и состоять из нескольких воинских частей (отдельные батальоны/дивизионы/отряды), так и могла быть воинской частью как в составе дивизии так и отдельной частью в составе корпуса или армии.
Из 8 бригад 40-й Армии только 3 бригады (15-я, 22-я и 59-я) являлись соединениями. Остальные бригады представляли собой отдельную часть (воинская часть подчинённая штабу армии).
Потери 15-й и 22-й отдельных бригад специального назначения будут рассмотрены раздельно по каждой воинской части входившей в них.
Потери боевых отдельных бригад
Всем пяти боевым отдельным бригадам достались участки ответственности в приграничье с Пакистаном. Одна воинская часть от 22-й отдельной бригады специального назначения приняла на себя часть афгано-иранского приграничья.
66-я отдельная мотострелковая бригада была создана на основе 186-го мотострелкового полка, который первым среди всех формирований 40-й Армии был привлечён к организованным боевым действиям, которые произошли уже через 5 суток после ввода полка в Афганистан. В том первом бою полк потерял убитыми только 2 бойцов. Бригаде был дан относительно сложный участок в трёх восточных провинциях - Нангархар, Кунар и Лагман. Из этих трёх, первые две провинции граничили непосредственно с Пакистаном. По сути 66-я бригада из воинских частей 40-й Армии ближе всех находилась от границы с Пакистаном - всего 75 километров по автомобильной дороге. 2-й мотострелковый батальон 66-й бригады находившийся в Асадабаде был ещё ближе к границе с Пакистаном - всего 15 километров по прямой.
Самый кровавый и тяжёлый бой для 66-й бригады случился 11 мая 1980 года в провинции Кунар у кишлака Коньяк. Из вышедших в рейд 84 бойцов 1-го батальона и десантно-штурмового батальона - было ранено 25 человек и погибло 40.
По сайту Афган.Ру из 558 погибших в бригаде на его подразделения приходятся:
* 1-й мотострелковый батальон – 64;
* 2-й мотострелковый батальон – 50;
* 3-й мотострелковый батальон – 79;
* десантно-штурмовой батальон – 144;
* танковый батальон – 21;
* артиллерийский дивизион – 23;
* разведывательная рота – 17.
Потери десантно-штурмового батальона выделены чтобы подчеркнуть максимальные общие потери. Потери разведроты подчёркивают её максимальные удельные потери. Личный состав разведроты из двух взводов - всего 45-46 человек.
По данным сайта 66-й бригады - в ней погибло 572 человека.
Самыми тяжёлыми для 66-й бригады стали первый 1980-й год и 1984-й год. Наибольшие общие потери в бригаде понёс рейдовый десантно-штурмовой батальон. На втором месте по общим потерям - 3-й горнострелковый батальон который с 1984 года привлекался к рейдовым действиям. По удельным потерям на первом месте находится разведывательная рота бригады.
К показательному случаю гибели военнослужащих по глупости - хотелось бы упомянуть прецедент с начальником автомобильной службы 66-й бригады. Майор в целях личного обогащения выехал в начале июля 1980 года с двумя рядовыми в район складирования подбитой бронетехники - с целью сбора и продажи местному населению металлолома. В результате все трое попали в засаду моджахедов и были казнены отсечением головы. Останки казнённых пришлось с боем отбивать у моджахедов разведывательной роте бригады.
Очевидец этого события немного путает должность старшего офицера, называя его замкомбригом по вооружению:
Зам. комбригу не повезло. Сгубила жадность. И не слинял, и не получилось с металлом.
Им всем перерезали глотки, отделив головы от тел. Еще живым. И солдатам и офицеру. Оставив напоминание остальным об опасности предпринимательской деятельности в условиях отсутствия соответствующих законов. Практически все, кто хотел тогда начать свой бизнес на металле, желания свои приструнили...........
Позднее разведывательная рота старшего лейтенанта Гапаненка отбила тела с боем. И их отправили на Родину в цинковом гробу с воинскими почестями, достойными Героев. И всех наградили. Посмертно. Орденами и медалями. За продажу металла. А в наградном листе написали – за мужество и отвагу. (Игорь Котов, офицер 66-й бригады)
В числе погибших старших офицеров в 66-й бригаде два подполковника (замполит бригады и комбат) и 6 майоров (2 комбата, 2 замкомбата, начальник автомобильной службы и секретарь партийной организации бригады).
70-я отдельная мотострелковая бригада была создана на основе 373-го мотострелкового полка 5-й мотострелковой дивизии. Из всех бригад она была самой большой по численности личного состава. По утверждению одного генерала в ней было около 4 000 человек - это после увеличения штата в 1985 году, на 4-й по счёту мотострелковый батальон.
Бригаде дали под ответственность южную провинцию Афганистана - Кандагар. Одноимённый центр провинции Кандагар являлся вторым по численности городом страны. Сама провинция представляла собой большие пустынные пространства с горными массивами в северной её части. Сам город Кандагар за всё время присутствия советских войск так и не удалось взять под полный контроль, в связи с чем в нём правительственная власть действовала только в дневное время. От самого города Кандагар до границы с Пакистаном по автомобильной дороге было около 110 километров.
Военный городок 70-й бригады был расположен в районе международного аэропорта Кандагара под названием "Ариана", который находился в 15 километрах на юго-запад от города. Чтобы провести колонны обеспечения от границы с СССР к бригаде - требовалось проехать мимо большой зоны зелёных насаждений возле города. Вот эти места и являлись своеобразным "тиром" для моджахедов, которые расстреливали советские колонны.
Потери от обстрелов только на прохождение этого участка дороги были просто ошеломительными. Достаточно посмотреть на фото дороги уставленной подбитой бронетехникой и грузовиками в качестве защитного барьера от обстрелов. Итак продолжалось все 8 с половиной лет нахождения 70-й бригады в Кандагаре. Формально все 4 мотострелковых батальона бригады находились на сторожевом охранении, а рейдовым был только десантно-штурмовой батальон. По этой причине он понёс самые большие общие потери среди подразделений бригады. Но фактически - в боевых действиях участвовали все подразделения бригады.
70-я бригада понесла самые большие общие потери среди отдельных частей и отдельных бригад.
Из 740 погибших в 70-й бригаде:
* десантно-штурмовой батальон - 191 (25 % от всех потерь);
* артиллерийский дивизион - 25 (3,3 %);
* танковый батальон - 39 (5,2 %);
* разведывательная рота - 12 (1,6%).
Подавляющее число от оставшихся погибших (около 470) - приходится на четыре мотострелковых батальона и другие подразделения бригады. То есть войны хватило на все подразделения бригады. В числе погибших старших офицеров в 70-й бригаде два подполковника (замполит бригады и комбат) и 6 майоров (3 комбата, 2 замкомбата и секретарь партийной организации бригады).
56-я отдельная десантно-штурмовая бригада после ввода почти два года дислоцировалась на северо-западе Афганистана - в зоне ответственности 201-й мотострелковой дивизии.
Первые тяжёлые потери бригада понесла в ходе первого рейда (некоторые её называют операцией) советских войск в Панджшерское ущелье против отрядов Ахмад Шах Масуда, в апреле 1980 года. Боевые действия длились 5 суток, за которые бригада потеряла 14 человек убитыми и 31 ранеными. По непонятной причине все потери датируются на 14 апреля - хотя к этому моменту все боевые действия были закончены.
В начале декабря 1981 года 56-я бригада получила под собственную зону ответственности восточные приграничные провинции Пактия и Логар. До этого времени в данном регионе не было крупных советских воинских частей - 66-я отдельная мотострелковая бригада находилась севернее, а 191-й отдельный мотострелковый полк находился западнее. Единственным советским подразделением в Пактии два года была мотострелковая рота 191-го полка, державшая оборону аэродрома административного центра провинции - в городе Гардез. С нарастающим размахом войны - советское военное командование посчитало недостаточным присутствие в этой провинции советских войск и необходимым передислокацию в Гардез 56-й бригады. От пункта дислокации бригады в Гардезе, до ближайшего населённого пункта на границе с Пакистаном по автомобильной дороге - было 88 километров.
Долгое время в бригаде было 3 линейных батальона, так как после ввода передала один батальон в состав 70-й отдельной мотострелковой бригады. И только в декабре 1986 года штат 56-й бригады был увеличен на 4-й по счёту линейный батальон.
На новом месте дислокации бригада проводила как самостоятельные рейды силами своих подразделений, так и участвовала в операциях совместно с частями 108-й и 201-й мотострелковых дивизий. Также подразделения бригады привлекались к боевым действиям в Панджшерском ущелье.
Самыми тяжёлыми по потерям для бригады оказались 1980-й, 1982-й и 1984-й годы.
21 апреля 1982 года при выдвижении в рейд одна БМД-1 наехала на противотанковую мину - в результате погибло 9 из 10 находившихся в машине людей. В тот же день при сопровождении колонны погибло 5 человек. В итоге за один день бригада потеряла 14 человек убитыми.
В сентябре 1983 года, в ходе операции под Алихейлем погибли 21 военнослужащий 56-й бригады. Из них 12 человек были убиты 14 сентября. В числе погибших оказался начальник штаба бригады, который попал в зону поражения дистанционно управляемого мощного фугаса.
25 января 1986 года бойцы разведывательной роты и 1-й десантно-штурмовой роты 56-й бригады, в ходе рейда попали в засаду, в результате которой погибли все 19 военнослужащих.
16 августа 1986 года в провинции Логар, без вести пропал рядовой 10-й десантно-штурмовой роты. В тот же день по тревоге был поднят весь 4-й батальон, от которого на поиски бойца отправился сводный отряд под руководством начальника штаба батальона. Отряд встретил противника и вступил с ними в бой, в котором потерял убитыми 10 человек. В числе погибших оказался начальник штаба. Пропавшего рядового - так и не нашли.
Среди старших офицеров в бригаде погибло 7 майоров (5 из управления бригады и 2 замкомбата) включая начальника штаба бригады.
Без вести пропало 15 военнослужащих 56-й бригады. В этом числе - командир взвода лейтенант Сабуров Сергей, который участвовал в восстании в лагере военнопленных в Бадабере.
Потери боевых отдельных полков
345-й отдельный парашютно-десантный полк получил пункт дислокации на крупной авиабазе в городе Баграм в 60 километрах севернее столицы. Рядом в пригороде Куругулай - располагался штаб 108-й мотострелковой дивизии. 345-й полк дополнял 108-ю дивизию по контролю за провинцией Парван. С апреля 1982 года полк перевооружился с БМД-1 на БТР-70. С марта 1984 он получил на вооружение артиллерийский дивизион на Д-30А и танковую роту от расформированного 285-го танкового полка. С этого момента он по сути стал практически полноценным мотострелковым полком.
2-й парашютно-десантный батальон 345-го полка, усиленный гаубичной батареей, с лета 1982 года находился на сторожевом охранении в начальном отрезке Панджшерского ущелья в кишлаке Анава. Полк часто привлекался к операциям и рейдам в Панджшерском ущелье.
Самые массовые потери полка пришлись на 7 июня 1984 года, когда после десантирования разведывательной роты в Панджшерском ущелье один из бойцов наступил на советскую противопехотную мину ОЗМ-72, установленную в один из прошлых рейдов. В результате взрыва погибли 13 и было ранено 14 военнослужащих полка. В их числе на месте погиб командир разведроты, а заместитель командира полка скончался от ран в госпитале, четырьмя дням позже.
345-му полку также приписывается последний советский солдат погибший в Афганской войне. Он погиб 7 февраля 1989 года.
Из погибших 415 военнослужащих 345-го полка - среди старших офицеров погибли 1 подполковник (заместитель командира полка) и 2 майора (комбат и замкомбата).
191-й отдельный мотострелковый полк практически сразу после ввода получил под зону ответственности провинцию Газни, находившуюся от Пакистана через провинцию Пактика. В последней не было ни правительственных ни советских войск и которая по сути контролировалась моджахедами. Дислокацией полка был определён одноимённый для провинции её административный центр - город Газни. По прямой от Газни до границы с Пакистаном - 120 километров.
По сути южнее 191-го полка на 350 километров до самого Кандагара, до марта 1985 года - не было советских войск. Только почти через два года стояния полка в Газни - восточнее него на 85 километров появилась смежная 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада. 191-й полк совместно с 56-й бригадой прикрывали южные подступы к Кабулу и совместно совершали рейды в провинцию Пактика.
Больше всего общих потерь полку принёс рейдовый 3-й горнострелковый батальон. Остальные батальоны также привлекались к боевым действиям.
Самым тяжёлым для 191-го полка по потерям оказался 1984 год.
2 марта 1984 года при проведении крупной операции в районе Суруби в провинции Кабул, 191-й полк понёс тяжёлые потери. Из-за ошибки в планировании эвакуации вертолётами личного состава участвовавших в операции подразделений от разных воинских частей, с полевого командного пункта 191-го полка не были выведены 13 военнослужащих. Наседавший противник открыл по вертолётам огонь, в связи с чем начальник отвечающий за авиацию, прервал дальнейшую эвакуацию. В результате этого оставшиеся военнослужащие попали в окружение противника и в ходе неравного боя в ночь со 2 на 3 марта все погибли. В числе погибших оказалось 5 офицеров (3 майора и 2 лейтенанта). Прибывший утром 3 марта вертолётный десант, обнаружил только изуродованные трупы. Командир полка вылетевший вечером 2 марта последним вертолётом и принимавший все усилия к продолжению эвакуации - был несправедливо обвинён командованием 40-й Армии в трусости и снят с должности. Только спустя два года ему удалось доказать свою невиновность.
191-й полк привлекался к Панджшерским операциям. Так в период операции 1984 года погибло 18 человек, из них 13 человек в один день 28 апреля. Все погибшие бойцы (кроме одного из артиллерийского дивизиона) - числились в 3-м рейдовом батальоне. 5 июня того же года в одном бою погибли 9 военнослужащих из 5-й мотострелковой роты, включая командира роты.
18 сентября 1986 года при наезде БТРа 191-го полка на мощный фугас погибли все 9 бойцов находившихся на нём. По иронии судьбы они все оказались бойцами инженерно-сапёрной роты.
Из старшего офицерского состава 191-го полка погибли 9 майоров: начальник штаба полка, начальник связи полка, замполит полка, начальник службы РАВ, заместитель начальника штаба полка, 2 комбата и 2 замкомбата.
860-й отдельный мотострелковый полк в отличии от всех остальных мотострелковых полков был во многом уникален. Он был введён в Афганистан не как 12 остальных мотострелковых полков полным составом по мосту через реку - а перешёл через бурную горную реку Пяндж вброд неполным составом, без танкового батальона и артиллерийского дивизиона. Танковый батальон ему выделят из другого полка, а артиллерийский дивизион и подразделения полкового комплекта перекинут на вертолётах по воздуху.
860-й полк изначально планировался для контроля территории на отдельном оперативном направлении - и все восемь с половиной лет он занимался этим согласно данного плана. Под контроль полка была выделена та часть провинции Бадахшан, на которую выходил стратегически важный Ваханский коридор, отделявший территорию Пакистана и Индии от СССР. В отличии от других линейных полков 40-й Армии - его подразделения не привлекались к рейдам и операциям в других провинциях.
Из-за дислокации на большом удалении от других частей 40-й Армии - всестороннее снабжение полка стала натуральной головной болью руководства армии. Практически каждая проводка колонны с грузами для полка - превращалась в крупномасштабный рейд с неизменными боевыми действиями. В этом плане 860-й полк - во многом схож с 682-м полком 108-й мотострелковой дивизии. Оба полка выполняли функцию блокирования противника на важном рубеже в условиях фактической блокады.
Полк был разделён на три крупных гарнизона. Штаб полка с подразделениями полкового комплекта встал военным городком у административного центра провинции - города Файзабад. Вместе с ним находился 2-й мотострелковый батальон, выполнявший роль рейдового. 1-й батальон занял кишлак Бахарак в 40 километрах восточнее Файзабада и запирал собой выход из Ваханского коридора. 3-й батальон встал в населённом пункте Кишим в 100 километрах юго-западнее Файзабада.
Самым тяжёлым для полка выдался 1980-й год. В последующем, с приобретением боевого опыта, потери полка снизились. Общий размах войны в 1984 году также отразился на потерях 860-го полка.
Самый сложный день полка выдался 11 июня 1983 года. В этот день командир полка Лев Рохлин лично возглавил рейд в Зардевское ущелье. В ходе неудачно сложившихся обстоятельств и неожиданно навязанного противником боя у кишлака Сахайи-Малангаб , сводный отряд полка понёс большие потери. Было убито 10 и ранено 60 военнослужащих полка. В числе убитых оказался начальник инженерной службы полка. Из боевой техники в этот день полк потерял 7 БМП, из которых 3 единицы достались противнику в целостности и полной исправности. По итогам данного рейда Рохлина сняли с должности командира полка.
Сменивший Льва Рохлина следующий командир полка Сидоров Валерий погиб в нелепой ситуации - 10 октября 1984 года вылезая из БМП он зацепился кольцом гранаты Ф-1 висевшей у него на поясе за выступ машины и она взрывом убила его.
Из старшего офицерского состава погибли 1 полковник (командир полка) и 4 майора (2 начальника инженерной службы, пропагандист и замкомбат).
Ещё раз повторю упомянутое в первой части. Всего за годы войны 860-й полк потерял 328 человек. Из них по болезни, несчастным случаям и самоубийствам – 104 человека. Небоевые потери - 31%. Почти каждый третий.
Причин этому много. Полк в буквальном смысле слова находился на отшибе - вдалеке от других частей. Туда редко заглядывали инспектирующие из командования армии, там было плохое всестороннее обеспечение из-за сложности доставки грузов, опять же из-за удалённости медицинское обеспечение было не на высоком уровне, полк попал в сложную тактическую обстановку - которая накладывала негативный отпечаток на морально-психологическую атмосферу в воинском коллективе, который "варился" в полной самоизоляции. Всё это объективно повлияло на высокую долю небоевых потерь.
------------
* 1-я часть
* 2-я часть
* 4-я часть
* 5-я часть