Найти тему
ЮKassa

«Это не работа, а стиль жизни». Как построить международный бизнес на любви к кофе

Оглавление

Наверняка вы слышали утверждение: «Полюби свою работу — и не будешь работать ни одного дня в жизни». Но на фоне постоянных перемен только любви недостаточно. Нужно сохранить работу себе и своей команде, а еще желательно что-то заработать.

Основатель бренда «Лаборатория кофе» Александра Тищенко смогла все: влюбиться в свое дело, развить его по всей России и сохранить в кризис. Из этой истории можно перенять опыт, получить вдохновение и узнать, как мы готовы поддержать бизнес в любой ситуации.

Узнать о поддержке бизнеса от Яндекс.Кассы и Visa>>

Вера бабушки как стимул к действиям

Все началось с идеи создать кофейню с продукцией на вынос. В 2012 году девушка проходила обучение в Канаде и буквально влюбилась в небольшое местное кафе, где студентам за 1 доллар продавали кофе с собой. Посадочных мест в заведении не было, соответственно, не нужно было платить аренду. Кофейню такого формата Александра хотела открыть, когда вернулась в Москву.

Помню, как пришла к родителям и рассказала, что хочу свой бизнес.  Они посмеялись надо мной и сказали: ну если бабушка тебе займет… А она возьми и одолжи =)
Так все и началось со 120 тысяч рублей моего первого капитала и маленькой доли в кофейне рядом с метро Фрунзенская (в Москве — прим. ред.).


Формат «кофе с собой» оказался востребованным — Александра нашла
партнеров и открыла еще две кофейни, в которых имела свою долю. Не обошлось и без трудностей: в первый год единомышленники открыли точку в незаполненном бизнес-центре. Арендаторы убедили начинающих предпринимателей, что у места будет хорошая проходимость, но все пошло не по плану.

Обещали, что в это помещение заедет большой якорный арендатор, но этого так и не произошло. Так мы «попали» на большие деньги.

Фото из архива «Лаборатории кофе»
Фото из архива «Лаборатории кофе»

Работа как стиль жизни

Встать на ноги Александре и ее партнерам помогла кофейня с новой концепцией — в ней совмещались зоны с напитками и бутик сувениров. Ребята сделали ставку на дизайн: заведение было оформлено рисунками, раскрывающими историю кофейной культуры.

Это не было работой — это было стилем нашей жизни. Мы проводили много встреч с представителями разных индустрий, обменивались опытом и идеями, и самые интересные из них внедряли в свой бизнес. Выручка в кофейне такого формата зашкаливала, и к концу 2013 года у нас уже было 6 точек площадью от 8 до 20 квадратных метров в нескольких бизнес-центрах Москвы.

Узнать как зарегистрировать бизнес не выходя из дома>>

Обжарка в гараже и «Лаборатория кофе»

На момент запуска кофейни с бутиком Александра и ее партнеры экспериментировали со вкусами и в итоге решили самостоятельно обжаривать зерна.

Молодые предприниматели сняли гараж площадью 10 квадратных метров, арендовали ростер для обжарки, и процесс пошел. Зерно развозили по другим кофейням, представители которых интересовались, где ребята его покупают.

Ростер для обжарки зерна. Фото из архива «Лаборатории кофе»
Ростер для обжарки зерна. Фото из архива «Лаборатории кофе»
Название «Лаборатория кофе» мы придумали в ходе брейн-шторма, и 14 февраля 2014 года пошли регистрировать компанию. Кофе из зерен, которые мы обжаривали сами, сильно отличался от привычного кофе темной итальянской обжарки, и многим пришелся по вкусу.
Я отвечала за брендинг, презентацию, прайс и сайт. В то время денег на массовую рекламу не было, поэтому мы просто старались делать очень хороший продукт по доступной цене. Сарафанным радио привлекали новых клиентов и делали 300 кг зерен собственной обжарки в месяц. Сейчас мы отгружаем зерна в 7 стран и в более чем 150 городов.

Зерна в ростере. Фото из архива «Лаборатории кофе»
Зерна в ростере. Фото из архива «Лаборатории кофе»

С этого эксперимента в 2014 году началась история «Лаборатории кофе» как бренда, предлагающего комплексное решение для кофейного рынка.

На фото: Александра Тищенко. Источник фото:  https://www.instagram.com/laboratoriacoffee/
На фото: Александра Тищенко. Источник фото: https://www.instagram.com/laboratoriacoffee/

Ставка на регионы и онлайн-рекламу

Узнаваемости бренда «Лаборатория кофе» способствовали не только рекомендации покупателей и коллег по цеху. Опыт работы в маркетинге и логистике помог Александре организовать продвижение компании за счет мероприятий по всей России.

Узнать, как быстро и просто запустить контекстную рекламу>>

В 2018 году у нас был проект, в рамках которого мы проехались на микроавтобусах от Калининграда до Камчатки.  Мы читали лекции, варили кофе, угощали им всех желающих и снимали об этом передачу.
Устраивали соревнования для партнеров, таких как Surf Coffee и Coffee Like, организовали кофейный лагерь на Алтае, занимали первые места на чемпионатах в России, представляли наш продукт на мировых аренах.


Эти мероприятия способствовали укреплению партнерских связей в регионах. Александра отмечает, что большинство заявок на открытие кофеен и поставку товаров поступает именно оттуда. При этом продукция и услуги бренда охватывают около 30% сетевых и авторских заведений в Москве, которые отличаются разнообразием сортов зерна и способов приготовления кофе.

Весна-2020 как проверка на прочность

События весны 2020 года внесли свои коррективы в развитие компании. Благодаря формату кофе навынос удалось не закрывать кофейни, работающие под брендом «Лаборатория кофе».

Мы ни на один день не замораживали деятельность. Весь бэк-офис в начале апреля перешел на удаленку. Ребята-обжарщики выходили в смены по одному, чтобы соблюдать дистанцию и избегать скопления людей. Мы быстро оборудовали помещения кофеен санитайзерами и специальными лампами, сделали запас защитных средств для сотрудников и клиентов.

Узнать о поддержке бизнеса от Яндекс.Кассы и Visa>>

Фото из архива
Фото из архива

В апреле этого года Александра сосредоточила основные силы на развитии интернет-магазина. Запустили платную рекламу в социальных сетях, улучшили поисковую оптимизацию сайта, настроили онлайн-оплату заказов. 

Мы изучали разные сервисы для приема платежей. Яндекс.Касса оказалась одним из самых популярных, поэтому выбрали ее.

Ставка на онлайн дала результат: сейчас 90% посетителей сайта приходят по прямому запросу «лаборатория кофе».

Фото из архива «Лаборатории кофе»
Фото из архива «Лаборатории кофе»
В мае мы приняли участие в программе Яндекс.Денег, на платформе которой компании могут бесплатно размещать свои предложения и скидки для пользователей. Сейчас каждый третий заказ наши клиенты оплачивают через ваш сервис.

На фоне массового перехода людей на домашний режим количество заказов в интернет-магазине «Лаборатории кофе» резко выросло — в 10 раз. На некоторые категории товаров компания снизила цены, а средний объем заказа стал больше в полтора раза.

Общепит будущего и кофе как драйвер роста

Формат кофе с собой останется драйвером всего общепита в России и во многих странах мира, считает Александра.

Фото из архива «Лаборатории кофе»
Фото из архива «Лаборатории кофе»

В планах у бренда — открытие новой кофейни осенью, а также поддержка B2B-направления: до появления ограничений доля продаж кафе и ресторанам составляла 95%.

Узнать, как быстро и легко принимать платежи от юрлиц онлайн>>

Атмосферу и общение в кофейнях не заменить. Думаю, что после снятия ограничений произойдет вынужденная очистка рынка — в нашем сегменте останутся только те, кто действительно качает. И на этом месте начнется новый рост.

Мы желаем команде «Лаборатории кофе» удачи 💙

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о бизнес-опыте реальных предпринимателей и инструментах, с которыми быстрее и легче начать свое дело или развивать уже запущенный проект.