Священномученик Иоанн Восторгов
И доселе мыслители и общественные деятели ищут средство к подъему духовной и гражданской жизни и к освобождению ее от разных ненормальностей исключительно в области юридического закона, исключительно на основе права, в особенности же в смене одних реформ на другие, более плодотворные и жизненные. <...>
Говорят нередко: улучшаются законы, предусматривающие взаимные отношения, и вот под влиянием законов и воспитываются люди, точно законы сыплются откуда-то с другой планеты независимо от людей. Хорошее законодательство, говорят, в конце концов придет-де к тому, что поставит человека прямо в невозможность грешить и вредить другому, и тогда цель человеческого общежития и счастья будет исполнена. Человек силой законов станет святым и совершенным, так сказать, принудительно, как не ворует вор, когда воровать нечего, как не пьет пьяница, когда нечего пить…
Наука общественности, указывающая законы общественности, прибавляют далее, дает для постижения такой цели огромную помощь; изучена будет психология масс и управления ими, упорядочение и направление их нравственной жизни станет делом легким. Просто механическим и оттого верно достигающим цели. <…> Так жизнь живого, духовно свободного, разумного и нравственного существа – человека приравнивается всецело к жизни машины, мертвой и несознательной. Такого вывода, однако, не боятся, напротив, настаивая на нем, в нем и видят необычайно высокую заслугу “научного мировоззрения”. Утверждают, что именно тогда-то преступлений совсем не станет и взаимные отношения людей, все поведение, все поступки станут правильными числом, мерой и весом.
Таковы воззрения крайних поклонников значения силы юридического законодательства. Все бы тут в этих суждениях казалось хорошо, и стройно, и предусмотрительно. Однако упущено – разум и свобода в человеке; все рассчитано на машину, а не на человека каким мы его знаем и каков он на самом деле. Упущено и то обстоятельство, что растет в человечестве добро, но растет и зло, и мы передаем грядущим поколениям и наше добро, и наше зло. <…> При наличии в человеке свободы, по которой он может и свободен и пасть низко в нравственном отношении, и подняться очень высоко, часто сразу падают все математически точно намеченные и высчитанные влияния на человека соображения и воздействий закона юридического и человеческих законодателей и блюстителей человеческого закона. <…>
Не верьте и теперь законам, реформам, определениям, решениям, призывам, красивым словам. Все это хорошо, все это прекрасно, если жива подлинная основа духовной жизни – Божий закон и просвещенная им христианская совесть. Из дурных людей нельзя сделать хорошего общества. Дурных людей не переделают хорошие законы. Законы будут святы, да исполнители – лихие супостаты.
И могут ли еще быть, в конце концов, хорошие законы, если их будут составлять дурные люди? И могут ли хорошие законы, составленные и хорошими людьми, удержаться, если они будут в свое судьбе отданы людям дурным? И может ли даже и хороший закон человеческий всегда и везде заменить закон Божий?
17 сентября 1917 г.