Народы Кавказа по сей день отзываются о нем весьма негативно. Его «колонизаторская» политика надолго оставила неприятные отпечатки в памяти русских либералов. Независимое, «экспертное» мнение и свобода решений со временем стали причиной присвоения Ермолову клички «проконсул».
Заставить Кавказ стать частью Империи
Император Александр I после прибытия с Заграничного похода сразу же взялся за воплощение своих грандиозных планов на Востоке. Граф Аракчеев со своей стороны порекомендовал обратить внимание на генерал-лейтенанта Ермолова, и при благоприятном исходе назначить его военным министром. Волей Императора было предписано иначе, и Ермолов Алексей Петрович заступил на пост наместника Кавказа.
В 1817 Ермолов приступил к управлению Отдельным Кавказским корпусом. Тогда же он посетил Персию во главе дипломатической миссии. Он обладал удивительными коммуникационными навыками, и в разговоре с шахом рискнул не на шутку его испугать заявлением, что он является потомком Чингисхана. Шах в итоге был согласен на все условия русских посланников, и благодаря этому успеху Ермолов сделал очередной подъем по карьерной лестнице, став генералом от инфантерии.
Постепенное достижение своей цели
Ермолов полагал, что у азиатов в почете сила и твердость. По возвращению из Тегерана, он обнаружил пропажу начальника его штаба, Шевцова, за которого чеченцы потребовали выкуп немалого размера. Алексей Петрович не стал церемониться, а уж тем более идти на поклон: он приказал своим подчиненным напасть на чеченские аулы. Вскоре в плену у Ермолова было 18 чеченских старейшин, а сами чеченцы получили ультиматум: если Шевцова не отпустят, все старейшины будут повешены. Так Шевцов обрел свободу.
Планируя стратегическое развитие дел на Кавказе, Ермолов делал акцент на колонизации и упрочении оккупированных территорий, а лишь после – завоевание новых земель. Он никогда не оставлял дело незаконченным – всегда переходил к следующему только после того, как убедится, что предыдущее завершено. Благодаря Ермолову были построены казачьи поселения и укреплены линии. Строительство расширялось с огромной скоростью, и ни одна душа, напавшая на его подданных, не имела шансов на жизнь.
Результаты командования
За годы командования Ермолова было сделано очень многое. Благодаря ему балкарцы стали подданными России, черкесы, аварцы, кабардинцы и чеченцы были сильно поражены, а также были завоеваны несколько крепостей. Но об имени Ермолова ходила и дурная слава: Николай Первый, новый Император, предъявил Алексею Петровичу обвинения в жестокости к туземцам, и в своеволии его войск.
Ермолов упразднил бесполезную муштру и стал лучше обеспечивать солдат, но мог отличиться некоторыми странностями. Например, он приказал двум войскам поменяться названиями между собой. Также он практически не принимал на свой счет любые указания Петербурга, считая себя полноценным хозяином завоеванных территорий. У него был собственный гарем и пятеро наследников.
В 1826 году к сорокалетнему продолжению дел Ермолова приступил генерал Паскевич.