"Могучая Кучка", "Великолепный Тандем", "Инкубатор Талантов", как только не называли созвездия великих игроков и их наставников в прессе на разных языках и в разных уголках нашей шахматной планеты. Талантливые ученики всегда пробиваются и растут кустиком. Юсупов и Долматов, Белявский, Михальчишин и Романишин, список можно продолжать и продолжать. Все это верно: дети лучше обучаются и тянутся друг за другом именно на групповых занятиях. Эта теория верно и подтверждена практикой. На своем шахматном веку мне посчастливилось увидеть в действии многих великих шахматистов, тренеров и чемпионов и твердо принять данное высказывание за аксиому, т.е утверждение, которое не требует докозательств. Видел я и другой подход к обучению, когда тренер ставит своим ученикам свои дебюты. Особеннр легко было на командных соревнованиях готовится, зная кто тренер и что он играет. Наверное так легче и тренер уверен, что правило "делай как я" - лучшее и самое надежное. Видел я и другой подход - главное пережить или выжить в дебюте, а потом показать в игре - кто босс. Видимо, истина где-то по середине. Поделюсь своим мнением. У каждого ученика есть свой личный, индивидуальный стиль игры и называть ему тренерским авторитетом свой - это в корне неправильно, и может отрицательно повлиять на творческое развитие ребенка. В 2008 году такая могучая кучка собралась под моим крылом, три первоклашки, все 2001 года рождения, пришли ко мне заниматься шахматами. Милтон Пантцар (Milton Panzar), Балдур Теодор Петерссон (Baldur Teodor Petersson) и Даниель Лозакович (Daniel Lozakovich). Опытный тренер, особенно с шахматным образованием, сразу может увидеть, кто на что способен. Чтобы все смогли раскрыться и заявить о себе. Я никогда не скрывал свое мнение от родителей детей, и считал обязательным держать их в курсе спортивных планов. Милтон выделялся сразу и на одном из совместных мероприятий я обозначил его перспективу родителям, в присутствии родителей других детей. Несколько лет спустя, это мое заявление мне напомнили в негативном варианте. Когда чемпионат Швеции завершился на пьедестале стояли, Милтон первый, Теодор - 2й и Даниэль 3-й. Тренерское счастье, лучше не бывает. Но оказалось, что у родителей другое мнение: Владимир, Вы Милтона фаворитозируйте и уделяете ему больше внимания, вот он и выиграл.Замечание было не справедливым, так как все трое были мои лучшие и абсолютно равные в плане обучения и моего внимания. Но родителям виднее со стороны и переубедить их - себе дороже Так вот, заявление, которое я сделал в самом начале их великого пути в шахматах было таким. Милтон станет международным мастером к 18 годам (правда), Теодор станет первым ФИДЕ Мастером с оговоркой, что Милтон оформлять ФМ не будет (СМ у Теодора), а Даниэлю шахматы в чемпионском плане вообще не нужны, должны быть как хобби, Даниэль станет великим скрипачом и там его будущее (Правда уже великий и знаменитый). И для меня вся эта троица как пальцы одной руки и я не делаю различий. Все получают от меня багаж знаний. "Почему же тогда Вы рекомендуете миллиону d4, Теодор играет гамбиты, а Даниэлю вообще дебютов не показываете?" На мое счастье дискуссия была в очень доброжелательных тонах, без криков и претензий. Все радовались успеху детей просто высказывались по теме. Я как мог пытался объяснить родителям про индивидуальный профессиональный подход к каждому в выборе дебютного репертуара и настроя к партиям, но говорили мы, как выяснилось лет через 5 на разных языках, и каждый родитель остался при своем мнении.
Прошло много лет, дети выросли, Милтон стал международным мастером и заканчивает шахматную гимназию NTG пенатах тренера Магнуса Карлсена, легендарного гроссмейстера Симона Агдестейна. Балдур -Теодор остановился на звании СМ, кандидат в мастера ФИДЕ, в нескольких десятках пунктах от ФИДЕ мастера, подрабатывает тренерской работой, а Даниэль стал великим скрипачом. Я, как всегда, оказался в своих предсказаниях. Но по прошествии этих лет, мысленно возвращаясь к тому самому разговору с родителями, меня одолевают сильные сомнения. Был ли я прав в своих оценках, надо было рассказать о каждом как об индивидуальности и донести до каждого родителя мое видение их ребёнка и мой индивидуальных подход. Все идёт по спирали, во всяком случае история развивается именно так. И вот снова на пьедестале чемпионат Швеции стоят трое моих воспитанников :Марек, Максим и Мио , как я их называю в шутку МММ. Свежие действующие чемпионы и призеры до 12 лет что сказать их родителям если спросят? С одним легко, Максим мой сын. Поэтому ничего личного. Кинг-сайз для всех!!! Но вопрос "Так кто-же первая скрипка?" Так и остался без ответа. Google в помощь.
Владимир Полей