Марсель, древняя Массилия, или Массалия, город, столица департамента Буш-дю-Рон, Южная Франция, а также административная и коммерческая столица Прованса Альпы Лазурный берег, один из самых быстрорастущих регионов Франции. Расположенный к западу от Французской Ривьеры, Марсель является одним из крупнейших портов Средиземного моря. Он расположен на берегу Средиземного моря в заливе льон, в полукруге известняковых холмов, в 536 милях (863 км) к юго-востоку от Парижа по железной дороге и в 218 милях к юго-востоку от Лиона. Площадь города-93 квадратных мили (241 квадратный километр); столичного района-365 квадратных миль (946 квадратных километров).
Основанный более 2500 лет назад, портовый город Марсель имеет историю независимости, утверждаемой против центральной власти в различных формах. Он сохранил свой статус свободного города даже после падения войск Юлия Цезаря в 1 веке до нашей эры, а после столетнего упадка был возрожден и получил большую независимость под местным контролем виконтов Прованса в 10-14 веках до нашей эры. После того, как Прованс присоединился к королевству Франции в XV веке, Марсель сохранил отдельную администрацию и постоянно участвовал в ожесточенных восстаниях против королей или правительств, угрожавших его свободам. Именно по этой причине в 1800 году, когда Франция была разделена на нынешние административные департаменты, Марсель лишь неохотно получил статус столицы Буш-дю-Рона.
Французы в других местах, убежденные, что средиземноморский климат Прованса никогда не сможет быть полностью интегрирован ни во французское королевство, ни в Галльский дух, долгое время рассматривали Марсель как своего рода фольклорное учреждение: место комических анекдотов и диалектов с приправой живописности; место, где граждане играли в своеобразную форму боулинга на открытом воздухе, известную как петанк, готовили великолепное рыбное рагу со вкусом чеснока и шафрана, известное как буйабес, и потребляли богатые, пикантные, похожие на абсент провансальские пастисы.
В какой бы пропорции факт ни был окрашен мифом в его образе, Марсель, несомненно, образует главный элемент в экономической и социальной структуре Франции. Вместе с Экс-ан-Провансом он образует вторую по величине городскую агломерацию во Франции, а в сочетании с портом Фос-сюр-Мер, расположенным примерно в 23 милях (37 километрах) к северо-западу, является крупнейшим морским портом страны. При социалистическом мэре Гастоне Деффере, чья администрация с 1953 года до его смерти в 1986 году была самой продолжительной в истории, Марсель пережил серьезные преобразования—процесс, который продолжается до сих пор.
Характер Марселя во многом определялся географическим положением. Его естественная гавань, защищенная полукругом известняковых холмов на берегу залива Лион и недалеко от устья реки Роны, предлагала своим первым поселенцам перспективу соединения Средиземного моря с Северной Европой через землю, которая в классические времена была почти непроходима лесами. Торговый порт, основанный греками из города Фокея примерно в 600 году до нашей эры, должен был привлечь как поселенцев, так и гостей. В первом случае речь идет о разнородном населении, а во втором-об услугах, предназначенных для обслуживания моряков и торговцев. В Марселе находится старейшая торговая палата Франции, основанная в 1599 году. Это город мечетей и синагог, а также множества различных христианских церквей. Его бары и бордели были магнитом для нечестных сделок, и его Набережная до сих пор вызывает романтику ворот в далекие страны.
Однако самой устойчивой чертой города была его готовность приветствовать перемены. Его архитектура сохранила мало следов прошлого. Некоторые достопримечательности, такие как транспортный мост, который пересекал Старый порт (Vieux-Port) и район Панье к северу от гавани, были разрушены немецкими оккупационными войсками в 1943 и 1944 годах, во время Второй мировой войны.
В течение многих столетий смешанное население Марселя и его склонность к политическому диссидентству делали город чужим и маргинальным для французской жизни и культуры. Однако после Второй мировой войны он смог развиться как крупный европейский порт и промышленный центр. Город, который был отправной точкой для прошлых колониальных предприятий, нес большую долю последствий французского колониализма. Он оказался удивительно успешным в поглощении новых волн иммигрантов, в частности бывших европейских колонистов, которые пересекли Средиземное море из Северной Африки после того, как Алжир получил независимость в 1962 году. Строительство промышленного комплекса в Фос-сюр-Мер также привлекло многие тысячи рабочих-мигрантов из Северной Африки в 1960-е годы, что создало дополнительные проблемы с жильем иммигрантского населения города. С этого периода демографический рост замедлился. Однако последовательные экономические кризисы с 1970-х годов в сочетании с серьезной реструктуризацией крупных промышленных групп привели к постоянной безработице, особенно среди иммигрантов. Эта ситуация усугубляется расовой неприязнью к иммигрантам и их заметной концентрацией в отдельных районах города, особенно в некоторых северных пригородах. В попытке решить эти проблемы эти районы стали приоритетными объектами для правительственных программ восстановления городов.
Пейзаж
Марсель окруженный холмами, которые тормозят развитие пригородов. Старый порт-это естественная гавань и один из самых западных заливов вдоль скалистого побережья, характерного для Северо-Восточного Средиземноморья; дальше на Запад, за большим приливным озером, называемым лагуной Берре (Étang de Berre), береговая линия выравнивается. Там песчаные дюны залива Фос и области Камарг в дельте Роны были менее привлекательны для ранних мореплавателей и только позднее стали рассматриваться как открывающие возможности для развития.
Естественный порт Марселя был расширен во времена Римской империи и снова с 16-го века, чтобы вместить увеличившееся движение и большие суда. К 19 веку Старого порта стало недостаточно. Искусственный бассейн в Ла-Жольетте, построенный на берегу залива сразу за Старым портом, начал функционировать в середине 1840-х годов, и впоследствии было построено еще пять бассейнов вдоль пятимильного участка залива. Дальнейшее расширение было также предпринято к западу от города, с созданием в 1863 году Порт-Сен-Луи-дю-Рон. В конце концов, в 1965 году начались работы по развитию портового комплекса в Фос-сюр-Мер. Порт открылся в 1968 году, а работы на сопутствующей промышленной территории продолжались и в 1970-е годы
Внутренние районы Марселя состоят из цепи гор, известной как цепь Этуаль, которая ведет на север к Экс-ан-Провансу (бывшему сопернику Марселя как столицы региона) и горе Сент-Виктуар. Склоны вокруг экс посвящены виноградникам, на которых производят вина Кот-де-Прованс (“холмы Прованса”). Цепь Этуаль положила предел расширению города на север, в результате чего развитие “перескочило” этот естественный барьер в пользу восточных берегов лагуны Берре, вокруг пригородов Мариньян и Витроль. Восточные границы города также были расширены из-за давления городского роста, особенно вдоль линии долины Хувеаун.
Климат Марселя не типичен для Средиземноморского региона в целом. Самые низкие осадки и самые высокие температуры наблюдаются в жаркие, сухие месяцы лета, но пик осадков приходится на весну и осень, а не на зиму. Самые холодные месяцы-декабрь и январь, когда бывают заморозки, но в остальном зима мягкая. В летние месяцы температура поднимается до уровня, который был бы неприятен, если бы не Морской бриз. Зимой Марсель особенно подвержен сухому, холодному северо-западному ветру, известному как Мистраль, который дует вниз по долине Роны, иногда со значительной силой.
Планировка города
Популярным районом Марселя был захудалый район к северу от Старого порта, известный как Панье, который был разрушен в 1943 году. Более процветающие районы среднего класса развивались в 19 веке к югу от улицы Парадис и авеню Дю Прадо. В период после Второй Мировой Войны появились различные схемы развития города, в том числе Unité d'Habitation, 18-этажный жилой блок, который выражал идеал архитектора Ле Корбюзье о городском семейном жилье. Предполагалось, что после завершения строительства в 1952 году этот блок станет одним из шести таких блоков; теперь он окружен роскошными многоквартирными домами. Менее привлекательными являются высотные жилые кварталы рабочего класса, построенные после 1960 года, в которых поселилось большое количество семей иммигрантов. С 1970-х годов муниципальные власти предприняли масштабную программу реконструкции в различных частях города, восстановив часть Панье и превратив район вокруг Старого порта в преимущественно пешеходную зону. Район к северу от Старого порта, простирающийся на восток к главному железнодорожному вокзалу (Gare Saint-Charles), является центром крупной программы городского обновления, известной как Euroméditerranée, предназначенной для реконструкции существующих зданий, предоставления новых жилых и офисных площадей и создания нового университетского объекта.
От исторического центра Марселя в Старом порту улица Ла Канебьер поднимается на восток вверх по холму; ее название является искажением латинского слова конопля, напоминая о важности Марселя как источника конопли и поставщика конопляной веревки в Средние века. La Canebière - самая известная торговая улица Марселя, на которую съезжаются люди со всего мира. Его отправной точкой является одно из самых внушительных общественных зданий в городе-биржа, в которой находятся Торговая палата и морской музей.
За биржей в 1967 году началось строительство нового торгово-офисного комплекса, открывшего часть эллинистических крепостных валов Массалии. Раскопанный археологами участок, датируемый 3-м и 2-м веками до нашей эры, состоял из стен и башен, а также трех участков Римской дороги. Древний порт также был раскопан. Рядом, недалеко от городской ратуши на окраине порта, находится музей римских складов (Musée des Docks Romains), где выставлены кувшины для хранения и другие остатки торговли под Римским господством и прослеживается последующая история порта.
Вход в порт охраняется фортом Сен-Жан, командным пунктом рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского XIII века; некоторые руины сохранились вместе с башней, построенной в середине XV века Рене I прованским. Сохранившаяся крепость, датируемая 17 веком, была частью общенациональной системы обороны. По другую сторону входа в гавань расположен форт Сен-Николя. В самой гавани лежат Фриульские острова, на которых город развил большой центр водных видов спорта. Между этими островами и материком находится замок Иф, укрепленный остров, где содержались вымышленный Граф Монте-Кристо, Александра Дюма и большое количество вполне реальных политических заключенных.
Другие исторические здания расположены вокруг Старого порта. На площади Ла-майор старый собор Ла-майор, построенный на руинах храма Дианы, датируется XI веком; он был частично демонтирован, чтобы освободить место для восьмикупольного сооружения, которое в 1852 году заменило его в качестве городского собора. Купол и опорные арки старого собора являются прекрасными образцами провансальской романской каменной кладки.
Неподалеку находится старая благотворительная больница (Hospice de la Vieille Charité), построенная между 1660 и 1750 годами. Внутренний двор окружает часовню Пьера Пюже, считающегося самым могущественным из французских скульпторов эпохи барокко. Рядом находится отель Dieu, старейшая больница в городе, построенная в конце 16 века. Главное здание, построенное Жюлем Хардуэном-Мансаром, было возведено 200 лет спустя и до сих пор выполняет свою первоначальную функцию. Почти по соседству, колокольня исчезнувшей церкви Аккуль, шпиль 14-го века, установленный на башне 12-го века, отмечает центр Старого Марселя.
На противоположной стороне порта находится зубчатая квадратная базилика святого Виктора, построенная в XI-XIV веках; когда-то она была пристроена к аббатству, основанному около 413 года святым Иоанном Кассианом в память мученика III века и покровителя моряков и Мельников. Когда Сен-Виктор был построен, аббатство было светской властью значительной степени, правящей собственностью в Испании, Сардинии и внутренних областях Франции.
Высоко на холме над южной стороной Старого порта стоит знаменитый собор Нотр-Дам-де-ла-Гард, святилище, почитаемое с 8-го века. Его нынешнее строение было построено в 1853-64 годах; его шпиль, увенчанный 30-футовой (девятиметровой) позолоченной статуей Девы Марии, возвышается на 150 футов над холмом.