Венеция, город, крупный морской порт и столица как провинции Венеция, так и региона Венето, Северная Италия. Островной город, он когда-то был центром морской республики. Это был крупнейший морской порт в Европе позднего средневековья, а также торговая и культурная связь континента с Азией. Венеция уникальна в экологическом, архитектурном и историческом отношении, и во времена республики этот город назывался la serenissima (“самый безмятежный” или “возвышенный”). Он остается крупным итальянским портом в северной части Адриатического моря и является одним из старейших туристических и культурных центров мира.
Со времени падения Венецианской республики в 1797 году город занимал непревзойденное место в Западном воображении и был бесконечно описан в прозе и стихах. Светящееся зрелище богато украшенных мрамором и фресками дворцов, колокольен и куполов, отраженных в сверкающих водах лагуны под голубым Адриатическим небом, было нарисовано, сфотографировано и снято на пленку до такой степени, что трудно отличить настоящий город от его романтических представлений. Посетитель, прибывший в Венецию, все еще переносится в другой мир, атмосфера и красота которого остаются несравненными.
Сегодня Венеция признана частью художественного и архитектурного наследия всего человечества, подходящей ролью для города, чья тысячелетняя экономическая и политическая независимость была поддержана его ролью в мировой торговле. Положение города на островах ограничило современное Пригородное распространение за пределы исторического центра; его структура каналов и узких улиц предотвратила вторжение автомобилей; и его непревзойденное богатство прекрасных зданий и памятников, относящихся к периоду коммерческого господства, обеспечило острое и почти всеобщее стремление к деликатному сохранению. Эта забота о сохранении теперь распространяется не только на памятники города, но и на сам город, поскольку повышение уровня воды и оседание земли, на которой построена Венеция, угрожают дальнейшему существованию города в его нынешнем виде. В 1987 году Венеция и ее лагуна были коллективно объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пейзаж
Расположенная на северо-западной оконечности Адриатического моря, Венеция лежит на архипелаге в форме полумесяца Лагуны Венета (Венецианская лагуна), которая простирается примерно на 32 мили (51 км) от мелиорированных болот Езоло на севере до осушенных земель за Кьоджей на юге. Мелководье лагуны защищено линией песчаных отмелей, или Лиди, чьи три проема, или порти, позволяют проходить 3-футовым (1-метровым) приливам и морским перевозкам города. На песчаных отмелях расположено множество небольших поселений, некоторым из них уже несколько столетий. Самым известным является сам Лидо, который был модным морским курортом с 19 века.
Хотя Венецию вполне можно считать изолированным морским городом, она всегда имела тесные связи с окружающими ее болотами и материковой частью Северной Италии. Венецианской республики включены в периметр лагуны, dogado, в пределах своей территории. Кроме того, с начала XV века он создал большую земельную империю, известную как terraferma (“сухая земля”), простиравшуюся от полуострова Истрия на востоке до границ Милана на Западе и от реки По на юге до высоких Альп на севере. Начиная с XVI века, венецианцы вкладывали значительные средства в покупку, мелиорацию и осушение земель террафермы. Отпечаток республики все еще можно увидеть в бывших подчиненных городах, таких как Падуя, Верона и Виченца, где венецианские готические дворцы выстроились вдоль улиц, а символ Венеции, Лев Сан-Марко, возвышается над городскими площадями.
Сегодня административный город, или коммуна, Венеции охватывает 90-мильный (145 км) периметр лагуны, принимая в себя городские и промышленные районы Местре и Маргера и Международный аэропорт Марко Поло в Тессере. Доля населения коммуны, живущего в самой Венеции, неуклонно сокращалась. В начале 20-го века в историческом центре города проживало три четверти населения коммуны, а в середине века-еще более половины. К началу XXI века эта доля сократилась до менее чем одной четвертой.
Лагуна и приливы
Первоначально образованная в результате взаимодействия адриатических приливных течений с водами нескольких альпийских рек (Пьяве, Силле, Вакхильоне и Брента), Лагуна всегда имела решающее значение для выживания Венеции. Его грязевые берега, отмели и каналы являются источником дохода от морской и птичьей жизни, а также от солончаков. Лагуна служила защитой (венецианцы победили генуэзцев в 1380 году благодаря своему превосходному знанию судоходных каналов) и естественной канализационной системой, с приливами, смывающими городские каналы дважды в день.
Но Лагуна требует тщательного земледелия, чтобы она не угрожала самому существованию Венеции. Углубление каналов в 20-м веке, чрезмерное извлечение пресной воды из материковых водоносных горизонтов, подъем Адриатического моря и геологическое затопление бассейна реки По-все это в совокупности привело к снижению уровня суши, создав серьезную проблему наводнений. На регулярной основе, когда высокие приливы сочетаются с ветрами с юга и Востока, воды лагуны поднимаются и заливают город, создавая acqua alta (“высокая вода”), столь знакомую венецианцам, и сложные приподнятые платформы выкладываются на главных площадях, чтобы туристы и другие могли гулять по городу. Особенно сильное наводнение произошло в 1966 году, что побудило ряд национальных и даже международных усилий изучить эту проблему и предложить пути ее решения. Схема строительства механического заграждения, которое можно было бы поднять во время наводнения, чтобы закрыть лагуну, была начата в 1988 году, когда инженеры приступили к испытаниям прототипа. Однако прогрессу мешали дублирующие друг друга местные, региональные и национальные бюрократические проблемы, а также опасения по поводу последствий амбициозных инженерных схем для экологического баланса лагуны. Венеция имеет свой собственный городской совет, несущий полную ответственность за повседневную жизнь города, но областная власть управляет областью Венето, которая имеет гидрографические и промышленные проблемы, которые в значительной степени влияют на проблемы лагуны и города. Кроме того, Министерства национального правительства имеют прямое отношение к музеям и галереям, портовой деятельности и историческим зданиям. Наконец, многие крупные отрасли промышленности национализированы или частично принадлежат государству, включая железные дороги, аэропорт и то, что осталось от нефтяной и химической промышленности, расположенной в Маргере. Такие параллельные юрисдикции и конфликты интересов привели к административному тупику, и в результате этого бездействия Венеция все еще уязвима перед наводнениями и может даже стать свидетелем повторения катастрофы 1966 года.
Климат
Большинство туристов приезжают в Венецию летом, когда средняя дневная температура составляет от 70 до 80 по Фаренгейту (около 24-27 °C), а туман, вызванный высокой влажностью, часто скрывает вид на Альпы через лагуну. Весна и осень приносят ясный, яркий свет, особенно когда дуют северные ветры, дающие облегчение от изнуряющей жары Южного Сирокко. В январе средняя средняя температура составляет около 30 градусов по Фаренгейту (2,2 °C), а зимой Венеция притупляется и охлаждается туманами, придавая городу особенно таинственный вид. Среднегодовое количество осадков составляет около 34 дюймов (865 мм), из которых более 7 дюймов (185 мм) выпадает в октябре и ноябре и около 6,5 дюймов (170 мм) - в мае и июне.
Расположение
Поселение в лагуне предшествовало римским временам, но нынешняя городская структура сформировалась в начале VII века, когда мигранты с материка разбухли существующими рыбацкими сообществами на более высоких илистых отмелях и песчаных отмелях. Среди этих ранних поселений Риво-Альто, название которого со временем было искажено до Риальто, был самым центральным и стал сердцем Венеции, соединив вместе 118 отдельных островов с мостами и каналами и подчинив все остальные поселения правлению своего избранного Дожа (герцога). Во всех этих лагунных поселениях характерный план, все еще обнаруживаемый в уличных узорах, преобладал над судоходным каналом, от которого через определенные промежутки отходили боковые каналы.
Более 200 оригинальных каналов были соединены вместе, чтобы сформировать плотную городскую сеть по обе стороны изгибающегося Большого канала, который описывает большую обратную S длиной более двух миль, от железнодорожного вокзала до бассейна Сан-Марко перед Дворцом дожей. Его ширина колеблется от 100 до 225 футов (от 30 до 70 метров), и он окружен зданиями, которые когда-то были дворцами крупных купеческих семей и общественными складами, или фондами, используемыми во внешней торговле.
Оригинальный рисунок отдельных островов, окружающих Риальто, хорошо заметен в приходах Венеции. Во многих отношениях они остаются отдельными общинами, жизнь которых сосредоточена на площади, или Кампо (место колодца общины), и ее приходской церкви. Пожалуй, наиболее отчетливо узнаваемым таким районом сегодня является гетто, островок, на котором с 1516 по 1797 год содержались венецианские евреи. (Действительно, само слово "гетто" впервые было использовано применительно к Венеции. Гетто расположено в северо-западной части города и окружено каналами, мосты которых когда-то были подняты и охранялись по ночам. Поскольку это был единственный район, в котором евреи могли жить в Венеции, дома были плотно забиты и поднимались до семи этажей; переулки были слишком узкими для двух человек, чтобы пройти.
Многие приходы имели свои собственные мелкие гильдии или братства, и на празднествах их представители соревновались друг с другом, чтобы обеспечить поплавки или гребцов, ритуальное соперничество, поощряемое правящими патрициями для содействия гражданской стабильности. Со временем лоскутное одеяло местных улиц, каналов и набережных было изменено, чтобы улучшить общую структуру города. Причальные дорожки были расширены, чтобы образовать канальные дорожки, или фондаменте, каналы были заполнены (Рио-Тера), а улицы были соединены проходами под домами. (Для приезжего попытка найти адрес в Венеции нисколько не облегчается практикой нумерации домов последовательно через весь район, а не вдоль каждой улицы.)
Прокат лодок и мостов
Самым известным видом транспорта на водных путях Венеции является гондола. Сегодня таких уникальных бескилевых лодок осталось всего несколько сотен, и они уже давно уступают по численности другим судам. Но их изящная, гладкая форма и блестящая черная краска сделали их символом Венеции. Многие писатели описывали романтику Венеции на гондоле, и многие туристы до сих пор готовы платить высокие цены за то, чтобы в сумерках грести по каналам под пение гондольера. Но прошло уже много лет с тех пор, как гондольеры могли декламировать стихи таких итальянских поэтов, как Ариосто или Тассо, маневрируя своим удивительно гибким судном вокруг острых изгибов малых каналов. Несколько гондол все еще служат паромами через Гранд-Канал, но стоимость обслуживания делает их окончательное исчезновение вероятным.
Каналы заполнены множеством моторных лодок. Они варьируются от вапоретти, общественных водных автобусов, управляемых муниципальной транспортной системой, до частных моторных такси. Другие специализированные суда, такие как баржи с фруктами и овощами, мусорные баржи, катера скорой помощи и полиции, а также лодки, заполненные багажом туристов, составляют водную сцену бесконечного цвета и разнообразия.
Венеция-ходячий город. За исключением больших парковок на римской площади и на Лидо, въезд автомобилей в город запрещен. Рискуя наткнуться на частые объезды и тупики, можно дойти пешком до любой точки Венеции-вдоль берегов каналов, по мощеным улицам, через окрестные площади и через 400 или около того мостов через канал (Понти). Многие из традиционных арочных мраморных мостов сохранились, но большое количество старых мостов было заменено коваными железными конструкциями в 19 веке.
Через Большой канал перекинуты четыре моста. На самом драматическом повороте находится знаменитый мост Риальто, спроектированный Антонио да Понте (около 1590 года). Остальные три моста имеют более позднее происхождение. Академический мост, высокое арочное деревянное сооружение с временным внешним видом, был построен в 1930-х годах, чтобы заменить мост 19-го века, построенный австрийцами, и выдержал пешеходное движение, будучи усилен сталью. Мост Скальци на железнодорожном вокзале был построен из мрамора в 1932 году. Самым Новым из мостов Гранд-канала является мост Конституции, спроектированный Сантьяго Калатравой и открытый в 2008 году. Он соединяет железнодорожный вокзал с Римской площадью.
Дворцы
Дома (case, или, по-венециански, ca’), которые выстраиваются вдоль улиц и каналов города, варьируются от самых бедных кварталов до больших дворцов (palazzi). Обычные дома поднимаются на три-четыре этажа. Первоначально они имели наружные лестницы и группировались вокруг общего двора и колодца. Их простые прямоугольные дверные проемы и оконные фонари могут быть обрамлены неполированным мрамором; в остальном они ничем не украшены, их красные кирпичные или окрашенные охрой оштукатуренные стены придают уютное тепло городскому пейзажу. Но именно дворцы, а не обычные жилища, выходят прямо на большие каналы, особенно большой канал, с ярко раскрашенными причальными столбами, отмечающими их входы в воду.
Форрестн
Хотя архитектурные стили менялись с течением времени, структура этих купеческих зданий оставалась довольно постоянной. Водный этаж служил купеческой конторой и кладовыми, а этажом выше располагалась семья патрициев. Главная комната, или salone, этого piano nobile выходит на канал; она освещена центральным окном, состоящим из пяти или шести ламп, и, что характерно, двумя боковыми окнами. Эта трехсторонняя фенестрация отражает внутреннее расположение комнат, идущих назад от канала до внутреннего двора в задней части, который часто содержит сады и зелень. Стены часто бывают из кирпича, облицованного обработанным камнем. Наиболее характерным строительным камнем является блестящий белый мрамор, который дешево доставляется в Венецию из Истрийских каменоломен. Его легко вырезать, но он удивительно устойчив к атмосферным воздействиям, которые очень сильны во влажном, соленом—а теперь и кислом—воздухе Венеции.
Фасады дворцов эволюционировали стилистически от их первоначальной Византийской формы, характеризующейся высокими, узкими арками—те, что были сделаны в раннеготическом периоде (с 13-го по начало 14-го века) заостренными и мавританскими, а те, что были сделаны в 15-м веке, украшены фантастическим узором из трилистников и четырехлистников. В наиболее богато украшенных дворцах поздней готики, таких как Ка–д'Оро (1425-1440), центральная панель проходит через весь фасад и повторяется на двух верхних этажах. В конце XV века ренессансные формы начали влиять на Дворцовую архитектуру, как в углу Палаццо, также называемом Ca ' Grande (1533-1545, спроектирован Якопо Сансовино) и Палаццо Гримани (ок. 1556, Микеле Санмичели, завершен в 1575). Такие здания привносили в фасад размеренные пропорции, строгую симметрию и классическую лексику. Маньеристские и барочные дворцы, построенные в 17 веке, представляют собой украшенный классический стиль с тяжелой лепниной и гротесками, как в Палаццо Пезаро (1659-1710, Бальдассаре Лонгена). Разнообразие стилей вдоль больших каналов, Объединенных светотенью глубоко посаженных окон, декоративными панелями и строительными материалами, обеспечивает большую часть визуального волнения Венецианского пейзажа.