История строительства газотурбинных установок на самом деле в России тянется аж с дореволюционных времен и это не шутка. Если кому-то интересно история развития ГТД в России милости прошу сюда:
https://studbooks.net/2127323/matematika_himiya_fizika/istoriya_razvitiya
Здесь собраны особенно важные даты в хронологии событий и важные имена без которых эти двигатели бы в России не развивались.
Но вернемся в святые 90-е 20 века. В то время страна стояла перед развалом, на Кавказе шла война, либеральные реформаторы грабили и приватизировали в стране все что можно. Чиновники средней руки придумывали схемы откатов и взяток. И такая важная отрасль как двигателестроение для многих отраслей отошла на второй план. Либералы говорили народу что запад наш друг он нам поможет. История умалчивает как именно "Siemens" получила по сути в свои руки такое важно направление как ГТД для энергетики. Но с тех пор компания "Siemens" стала почти монополистом по поставкам этих двигателей в нашу страну. Естественно отечественному двигателестроению не давали ход для развития хотя у нас был проект своего двигателя ГТД110.
И лишь с 2012 года компании «Роснано», «Интер РАО ЕЭС» и НПО «Сатурн» начала развивать отечественный ГТД за основу был взят тот самый ГТД110 разработанный еще в 1991, но так и не получивший развитие из-за частых поломок и запрета его использовать командой откуда-то сверху от чиновников.
Наверное пришло осознание что без таких двигателей страна может оказаться в ловушке, так как доверять западной компании такой важный для страны рынок просто опасно. И по сути они были правы после событий 2014 года компания сименс перестала поставлять нам двигатели из-за санкций. И тут уже деваться было некуда, Ростех понимал какая сложная и ответственная задача лежит на его плечах перед страной.
ГТД это очень сложное изделие и в мире не так много производителей этих двигателей их можно пересчитать по пальцам. Сложность заключается в том что если в стране нет точного машиностроения и специальных сплавов металлов которые могут выдержать большие температуры и нагрузки, то собрать такой двигатель не представляется возможным. ГТД110 столкнулось именно с этими проблемами так как при эксплуатации установка быстро выходила из строя и без модернизации, а по сути, разработки новых узлов и материалов он бы не получился.
"Ростех" очень помучился при разработке и испытаниях своего двигателя поскольку были случаи разрушения его на испытаниях в 2018 году.
Но все таки это случилось "Ростех" наконец объявил что его ГТД-110М прошел весь цикл испытаний успешно и двигатель готов к серийной сборке. Это настоящий прорыв для России и всех ее жителей, поскольку теперь Россия вошла в элитарный клуб кто может собирать такие двигатели при этом все компоненты и узлы отечественного производства. В 2021 году начинаются серийные поставки этих ГТД для отечественных энергетических компаний
По словам Дениса Манутрова также в ближайшие 2-5 лет мы увидим целую линейку ГТД включая и на 65-80 МВТ и 180-200 МВТ.
России есть чем гордится, ура.