Мемы - крайне популярное явление современной культуры и, можно даже сказать, искусства. Большая часть контента соцсетей состоит именно из этого нового явления. Чем мемы отличаются от "традиционных" способов представления информации и произведений искусства? Попробуем шаг за шагом разобраться и порассуждать.
1. Смешанность разных видов информации
Все мемы содержат одновременно два вида информации и больше: фото + текст, видео + текст и т.д. При этом можно заметить, что такое было и раньше, но в таких случаях какой-то один вид информации всегда являлся более важным или ведущим, направляющим. В случае с мемами чаще всего все вовлеченные виды информации одинаково важны для понимания, они работают только в связке. Об этом свойстве связанности мы поговорим в следующем пункте.
2. Теснейшая связанность и когерентность
Как было сказано выше, все компоненты мема теснейшим образом связаны между собой, и в большинстве случаев игнорирование одного из видов информации приводит к непониманию или слабому впечатлению от мема. Но то же самое верно и относительно внешних источников. Часто в качестве компонента мема появляется какое-то изображение или слова, знание первоисточника которых и контекста первого употребления крайне важно для понимания мема (в литературе подобные отсылки в некоторых случаях называют красивыми словами аллюзии и реминисценции). В качестве таких "первоисточников", элементов, к которым делаются отсылки, могут выступать даже целые субкультуры. Например, субкультуры пацанских пабликов, как это любят называть:
С этим волком есть целая серия мемов, обыгрывающих такие высказывания. Но не будем останавливаться на волках, а двинемся дальше.
Итак, подводя итог этого пункта отметим две важные вещи: во-первых, когерентность - одно из главнейших свойств мема, во многом делающее его именно мемом, а не комиксом, например (да-да, это разные вещи, хотя мем может быть оформлен в виде комикса). А во-вторых, когерентность и высокая степень контекстуальности проявляются на всех уровнях, от композиции и элементов мема до связей мема с субкультурами и ассоциативными рядами.
3. Высокая степень абстракции и оперирование логическими и ассоциативными структурами
Высокая контекстуальность не мешает мемам быть крайне абстрактными элементами. Как правило, у мемов хромает то, что называют традиционно красивой подачей и оформлением, но это ничуть не мешает.
Мемы убирают все, что можно, с поверхности формы, но зато делают такие интересные абстрактные построения, которые могут обладать статусом универсальности. К примеру:
Здесь область справа пустая. Но сюда можно вставить два абсолютно любых элемента, важно только, чтобы между ними были именно такие отношения (в данном случае, отношение предпочтения). Чуете этот запах? Это же отношения несимметричности на множестве, прямиком из базовой математики и логики. А мат. логика, напомним, это очень абстрактная вещь, выполняющая операции между неопределенными элементами. То есть многие сидят и штудируют длинные и непонятные учебники по понятийному аппарату математики, ничего не понимают, плачут, а потом вечером, листая ленту новостей, чисто по приколу проделывают за долю секунды все те логические операции, которые не могли понять буквально за пару часов до этого. Надо срочно делать учебник "Математика в мемах". Но это все было не для вступления к учебнику, а для того, чтобы проиллюстрировать очень интересную вещь: мемы это во многом связи и отношения между элементами. Сами элементы могут быть случайны, но отношения должны выполняться.
4. "Жиза"
Мем должен быть актуален для человека. При этом актуальность это уже не просто какая-то умственная актуальность. "Я знаю об этом, это актуально" или "Я слышал недавно эту новость". Нет, речь идет именно об эмоциональной актуальности, часто именно это определяет успешность или неуспешность мема. Потому что абстрактные связи и ассоциативные ряды, являющиеся компонентами мема, чаще всего субъективны. Как отношения предпочтения в предыдущем примере. Часто такие связи зависят от субкультуры. Например:
Известный и широко применяющийся мем, однако стоит показать его радикальным феминисткам или представителям какой-то схожей субкультуры, сразу начнутся распри на тему угнетения и восприятия женщин как объект (вообще ничего плохого сейчас не хочу сказать про феминизм, просто пример, прошу воспринять адекватно).
5. Абсурд
Очень многое современная культура заимствовала из философии абсурда, понятия разрыва, расхождения. Но, как говорил Камю, хватит постулировать абсурд, мы все уже поняли, поехали дальше. Видимо, пока мы едем таким довольно интересным путем. Нельзя сказать, что мемы переняли абсурдность и раскол в чистом виде. Во многом культура мемов сдвинулась с мертвой точки и как-то использует абсурд, а не только его постулирует. Но, с другой стороны, эта культура не так далеко продвинулась, поскольку на данный момент абсурд в несколько модифицированном виде более-менее удовлетворяет соответствующие философские потребности. Что будет, когда его (видимо, уже довольно скоро) перестанет хватать - не совсем понятно, но этому можно посвятить целую длинную статью или книгу, поэтому не будем сюда пихать. Что совершенно точно - мемы стали возможны именно благодаря абсурду, на нем появились, модернизировали его и держаться на нем по сей день.
6. Фокусы внимания и фреймы
А вот эта часть будет связана с тем, как мы воспринимаем информацию, упорядочиваем ее и производим сами. Фокус внимания - объект, явление, ситуация, которая является объектом нашего внимания. Это может быть не обязательно материальное нечто, вполне возможно и гипотетическое или воображаемое. И именно фокус внимания задает тему и рему речи в каждый конкретный момент. Фрейм - структура данных, представляющая какую-то стереотипную ситуацию. Когда зрительная система сталкивается с новой ситуацией, она сравнивает ее со структурами, запасенными в памяти. При необходимости хранящийся в памяти фрейм приводится в соответствие с реальностью путем замены или изменения его деталей. Например, фрейм, служащий для описания вертикально ориентированных объектов объектов (деревьев), образующих горизонтальные ряды, может быть применен для описания гребенка, частокола, вида города и т.д (определение взято из одной статьи). И в мемах мы можем очень хорошо видеть, как работают и фреймы, и фокусы внимания. Не зря у большинства мемов блочная структура - так гораздо проще представить и структурировать визуально фокусы внимания. А фреймы очень хорошо видны при рассмотрении уже упомянутых примеров с абстрактными связями и ассоциативными рядами.
Конечно, все перечисленное - далеко не исчерпывающее описание природы и функционирования мемов, но это очень хорошая иллюстрация к тому, что может наш мозг и как он это делает. Кроме того, такое рассмотрение помогает немного лучше понять наше время, общество и культуру.