Приветствую на дзенканале "Давайте посмотрим"!
За прошедшие 100 лет менялась роль автомобиля в жизни людей (от игрушки для богатых, до средства передвижения домохозяек) и соответственно менялся он сам и его дизайн.
Я покажу как изменился салон массового автомобиля за прошедший век.
Ford Model T (1908 г.)
Первый крупносерийный автомобиль, посадивший Америку на колеса.
Основная задача автомобиля - ехать. Эргономика и комфорт не были приоритетом при строительстве автомобилей.
О безопасности при столкновениях в то время вообще никто не думал, хотя скорости были уже приличными до 60-70 км/ч.
Салон автомобиля - утилитарный, с минимальным комфортом. Приборов почти нет (амперметр и температура воды).
На автолюбителей смотрели как на фанатиков, автомобиль был хобби для богатых энтузиастов. Сейчас бы их назвали гиками.
Задача Ford T была - донести до массового покупателя, что автомобиль больше чем игрушка.
К слову, три педали на полу Ford T отвечали за сцепление, задний ход и тормоза. Педали акселератора у него не было совсем!
Austin7 (1926 г.)
Самый копируемый довоенный автомобиль в Европе. Выпускался по лицензии множеством автопроизводителей.
Автомобиль уже завоевал внимание как средство передвижения и конструкторы начали приспосабливать его под ежедневную эксплуатацию при любой погоде.
Салон не слишком далеко ушел от Ford T (идейный вдохновитель конструкторов Austin), но все же некоторые элементы современного "дизайна" уже можно разглядеть.
Обращает внимание щиток приборов посередине передней панели.
Сиденья маленькие и неудобные без боковой поддержки, соответствовали ходовым характеристикам автомобилей.
Citroёn Traction Avant (1934 г.)
Первый в мире переднеприводный автомобиль. Для своего времени был очень продвинутым.
Приборов и переключателей немного. Автомобиль имеет минимум систем, требующих управления. Оформление салона более изящное, чем у предшественников.
Покупатель начинает становиться придирчивым и автопроизводители привлекают внимание необычными дизайнерскими и техническими решениями.
Citroёn DS (1955 г.)
Известен под неофициальным именем - «Богиня». По-французски DS созвучно Deesse - богиня. На конкурсе "Автомобиль века" получил почетное 3 место, как один из знаковых в истории развития автомобилей.
Салоне необычен и красив. По меркам своего времени, конечно. Обилие шкал и регуляторов выдает продвинутую начинку. О безопасности конструктора того времени еще не думали, поэтому DS мало напоминает современные автомобили.
Автомобиль задал тренд на яркие внешне и продвинутые по характеристикам автомобили на много лет вперед. Вскоре все автомобили начнут делать с оглядкой на стиль.
Ford Mustang (1964 г.)
На первое место в автомобиле выходит дизайн. Автомобиль покупают не за то, что он ездит, а за стиль! В автомобиле появляется много различных систем и передняя панель начинает заполняться кнопками и рукоятками.
В салоне почти нет пластика. Химическая промышленность еще не готова. Кожа и металл вскоре начнут покидать салоны массовых автомобилей и вернутся назад спустя очень много лет.
BMW E30 (1982 г.)
В салоне почти все из пластика, металлические элементы из отделки салона полностью убраны. Центральная консоль и тоннель заполнена регуляторами и кнопками.
Консоль повернута к водителю для создания ощущения кокпита гоночного автомобиля. Дизайн "строится" вокруг водителя для обеспечения его комфортом и правильными ощущениями от вождения автомобиля.
Сиденья получили боковую поддержку. Автомобили, наконец, научились быстро ездить не только по прямой!
Конструктора начинают адаптировать автомобили под требования безопасности. Передние стойки становятся толще, а панели салона более округлыми.
Cadillac Deville (1985 г.)
Огромный салон типичного американского седана скрадывает ощущение переполненности передней панели элементами управления, но все это можно заметить.
В этот период деревянная отделка салона начинает получать широкое распространение. Потребитель очень быстро устал от салонов целиком из пластмассы.
Opel Vectra (2008 г.)
В отделке салона пластик начинает уступать место коже.
Современные требования безопасности заставляют дизайнеров скруглять углы и убирать выступающие элементы подальше от водителя и пассажиров. Дизайн рулевого колеса определяется размещенной внутри него подушкой безопасности.
Автоконцерны устанавливают для дизайнеров стандарты на зоны размещения органов управления основными системами, климатом и мультимедией.
Из-за требований по эргономике и безопасности, действительно, все автомобили начинают быть очень похожими. Дизайнеры пытаются играть цветом и фактурой материалов отделки.
Огромная масса кнопок начинает постепенно "перемещаться" в бортовой компьютер и для управления используется экран на центральном тоннеле.
Tesla Model S (2012 г.)
В этом автомобиле наиболее ярко проявились современные тенденции автомобильного дизайна. Можно даже сказать, что Tesla задала новое направление. Все регуляторы по максимуму перенесены в бортовой компьютер, который управляется через огромный экран на центральном тоннеле.
Механических приборов (спидометр, тахометр и т.п.) в этом автомобиле больше нет. Щиток приборов заменен на экран.
Не смотря на все возрастающее число дополнительных функций управлять автомобилем становится гораздо проще.
Концепт автомобиля будущего от BMW
Автопроизводители связывают дальнейшее развитие автомобилей с переходом на автоматическое управление, голосовые интерфейсы общения с помощниками и вывод необходимой информации на экраны или проекцию на лобовое стекло.
Автомобиль лишен выступающих внутрь салона элементов, чтобы исключить травмирование пассажиров.
Обзорность не имеет значения, так как водитель отстранен от непосредственного управления автомобилем.
Автомобиль превращается в некую зону ожидания доставки из "пункта А" в "пункт Б". Мне немного грустно от осознания этого факта!
Возможно я ошибаюсь и автомобили будущего по прежнему будут дарить водителю ощущение полета и борьбы, но что-то мне подсказывает, что мы на пороге совсем другой идеологии транспорта и вообще перемещения.
Если статья была интересной то, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь!